На фронте информационных технологий вырисовывается необычная конфигурация сил: каким-то удивительным едва ли не мистическим образом Соединенные Штаты оказалась по одну сторону баррикад, а остальной мир — по другую. Мистики, конечно, никакой нет и причина размежевания лежит едва ли не на поверхности (чуть позже мы ей займемся), непонятно другое: почему так быстро и резко разошлись интересы Америки и Евросоюза, которые до недавнего времени казались синонимичными.
Начнем с главного: откуда вообще у меня взялась мысль о войне US contra omnes? Разумеется, на пиру Валтасара я не присутствовал и фатальных надписей на стене не считывал. Равно, как и вещих снов не видел. Просто, разгребая информационные потоки на протяжении последнего времени, стал ловить себя на ощущении, что совокупность фактов размежевания интересов достигла некой критической точки, за которой как раз и рождается новое качество.
Первое, что бросается в глаза: Соединенные Штаты по всем направлениям копирастической войны закручивает гайки, причем, так нагло и цинично, как никогда себе ранее не позволяла. Историю с PRISM и тотальной слежкой репрессивных американских спецслужб за гражданами своей страны и иностранцами (после принятия Закона о патриотизме и создания министерства национальной безопасности никакого иного эпитета кроме «репрессивный» к спецслужбам США применять нельзя), раскрытую честным и героическим человеком Эдвардом Сноуденом, вы уже все знаете. Знаете также и о реакции Евросоюза, возмущенного бесцеремонностью т.н. ближайшего союзника.
Почти одновременно со скандалом вокруг PRISM начался скандал вокруг давления, которое оказывают американские спецслужбы на всю линейку компаний, так или иначе связанных с частной информацией. Наезду подверглись Facebook, Google, Yahoo, Microsoft, Apple, Twitter — ключевые игроки на поле социальных сетей. Кто-то тут же прогнулся — как Microsoft и Facebook, кто-то робко попытался противостоять наглому склонению к сексотству — Yahoo и Google, однако важна не столько реакция компаний, которая, разумеется, субъективна и зависит от того, в какой мере у корпоративного руководства хватает guts для защиты прав своих клиентов, сколько сокрушительный масштаб слежки.
Apple заявил, что в период с 1 декабря 2012 года по 1 мая 2013 года американские органы принуждения к закону (на мой взгляд — самый адекватный перевод для law enforcement!) прислали в компанию 5 тысяч заявок с требованием предоставить доступ к 10 тысячам аккаунтам, содержащим конфиденциальные клиентские данные. В Microsoft от дяди Сэма за последние полгода пришло 7 тысяч заявок с требованием открыть информацию по 32 тысячам клиентских счетов. Facebook получил 10 тысяч ультиматумов, Yahoo — 13 тысяч!
Вы только вдумайтесь в эти чудовищные цифры! Вы понимаете, что происходит? Перед нами картина тотального информационного террора по масштабам сопоставимого с тем, что творилось полвека назад в родном Отечестве. При этом американские органы принуждения к закону бесстыдным образом обосновывают свои запросы требованиями «национальной безопасности» и «уголовных расследований», которые, якобы, ведутся федеральными, штатными и муниципальными властями!
Если в стране 32 тысячи граждан, одновременно представляющих угрозу «национальной безопасности», это уже не страна, а, простите, концлагерь. Вернее, находящаяся на пути в этот самый концлагерь.
Параллельно с описанными событиями идет атака и по другим фронтам. Национальная ассоциация генеральных прокуроров Америки вчера (18 июня) на слёте в Бостоне заявила о намерении вызвать на допрос руководство Google по обвинению компании в содействии — ни много ни мало — отмыванию наркотиков и торговлей людьми! Нет это не шутка. Всё на полном серьезе! «Штат Невада с неимоверным трудом только что провела закон о запрете торговли людьми на всей территории штата, а Google облегчает продажу несовершеннолетних проституток. Очень важно, чтобы Google пришел к нам и объяснился «, — негодует Катерина Кортез Масто, генеральный прокурор штата Невада.
На Гугле, однако, американские прокуроры не успокоились. На том же слёте было подготовлено коллективное письмо в Конгресс с просьбой пересмотреть Раздел 230 Закона о пристойности в коммуникациях 1996 года с целью расширения ограничений, наложенных на поправку о т.н. «безопасной гавани», с федерального уровня до уровня штатов.
Смысл демарша следующий. В помянутом законе существует положение (то самое Safe Harbor Provision), по которому издатели и операторы сайтов не несут ответственности за публикацию незаконного (illegal) или наносящего урон частным лицам (damaging to individuals) содержания за исключением тех случаев, когда эти публикации нарушают федеральный уголовный закон, закон об интеллектуальной собственности и закон о пристойности в коммуникациях. Нарушение законов штатного уровня Разделом 230 игнорируются.
Игнорируется, надо сказать, не случайно. На уровне штатов в американском законодательном кодексе творится такое мракобесие, что конгрессмены разумно посчитали невозможным предоставить радетелям права на местах устраивать охоту на ведьм в интернете и СМИ на основании своих местных причудливых запретов. Теперь, похоже, ограничениям этим придет конец и операторы сайтов и редакторы издательств будут по полной программе отвечать за все мыслимые и немыслимые проступки посетителей своих порталов.
Движемся дальше. Сегодня утром Ким Дотком — дай бог здоровья толстяку! — поведал на своем твиттере, что десятки миллионов файлов, хранившихся на Megaupload и конфискованных американским правительством, были недавно уничтожены вопреки бесчисленным запросам, которые отправляли юристы хостинг-провайдеру Leaseweb с просьбой сохранить все файлы до окончательного решения суда. Дядя Сэм, видимо в отместку за серию поражений в суде, поставивших практически крест на требовании США экстрадировать Ким Доткома из Новой Зеландии, отдал распоряжение Leaseweb и тот исправно взял под козырек: уничтожил «петабайны фотографий, резервных копий, личной и корпоративной собственности», хранившейся на Megaupload. Уничтожил цинично и нагло, руководствуясь лишь лозунгом Vae victis!, горе побежденным!
Ах, да: юристы Megaupload еще просили Министерство юстиции США разморозить 42 миллиона долларов принадлежащих компании средств для того, чтобы она могла закупить серверы и снять финансовую нагрузку с Leaseweb по содержанию информации, но Министерство юстиции отказалось возвращать экспроприированные деньги.
Ну и последние два штриха: на днях мы также узнали о полномасштабной диверсионной работе, которую ведут Соединенные Штаты против китайских сайтов и компаний, а также о расследовании, инициированной в Евросоюзе по поводу слежки Америки за гражданами ЕС в рамках PRISM. Евросоюз рассвирепел не только из-за PRISM, но еще и из-за непрекращающегося лоббирования и давления, которое оказывает американское правительство и американские компании на Европарламент, с целью продавить свои интересы в дебатируемом проекте Закона о защите информации (Data Protection Regulation). Уровень этого давления достиг апогея: «Никогда еще мне не приходилось видеть что-либо подобное», — разводит руками член Европарламента от Пиратской партии Кристиан Энгстром.
И что скажете? У кого-то еще остались сомнения, что США развернула полномасштабную войну против всего мира по всем направлениям информационных технологий и т.н. защиты авторских прав? Что касается причины этой войны и размежевания интересов, то у меня нет ни малейших сомнений: в то время, как остальной мир пытается определиться с перспективами собственного экономического развития, балансируя между традиционным спектром услуг и производством, Соединенные Штаты сделали ставку на копирайте как главном источнике национальных доходов уже в ближайшем будущем.
Ради защиты копирайта Всемирной Торговой Организации был навязан TRIPS (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights), ради защиты копирайта ведется полномасштабная война в Интернете. Не сомневаюсь, что под терроризмом, выявлением которого так рьяно занимаются американские органы принуждения к закону во всем мире, давно уже понимается не Чингачгук бин Ладен, а как раз нарушители копирайта, пираты и прочая нечисть, окопавшаяся на просторах рунета, чайнанета, индианета, а также потребители контрафакта, засевшие в странах Евросоюза. С ними-то всеми дядя Сэм и воюет.