Tesla: перезарядить электромобиль за 90 секунд

Несколько предыдущих недель любители передовых автомобильных технологий судачили по поводу того, что же «Тесла Моторс» анонсирует на мероприятии 20 июня в своей дизайн-студии в Калифорнии. Доходило до совсем невероятных домыслов от фанатов Apple по поводу того, что Элон Маск решил наверстать упущенное и включит свою компанию в число тех 12 «счастливчиков», которые в следующем году обрадуют своих клиентов поддержкой iOS 7.

Впрочем, пытливые журналисты нашли намёки на возможный повод презентации ещё в мае, а самые рассудительные блогеры начали догадываться о том же ближе к концу весны. 18 июня Маск немного подпортил сюрприз и сообщил в своём твиттере, что видео замены аккумуляторной батареи будет выложено на сайт компании в четверг в 21:30 по калифорнийскому времени, а тем, кто окажется во время мероприятия в студии за полтора часа до того проведут живую демонстрацию технологии. Впрочем, он ничего не написал о том, насколько быстрой будет эта замена!

https://twitter.com/elonmusk/status/346895679471357952

Казалось бы, почему сделан такой акцент именно на замену батарей, после того как другая калифорнийская компания – Better Place – уже успела провалить пилотные проекты станций по замене аккумуляторов электрических автомобилей в Израиле и Дании, а генеральный директор компаний «Рено» и «Ниссан» Карлос Гон (Carlos Ghosn) заявил о том, что замена батарей – это тупиковая ветвь развития индустрии?

Я могу сделать два предположения. Во-первых, это однозначно имиджевый проект. До сих пор большой проблемой в продвижении электрических транспортных средств остаётся боязнь ограничения дальности поездки (range anxiety). C относительно слабо развитой инфраструктурой станций быстрой зарядки подобное беспокойство можно понять. И даже майское объявление Tesla о масштабном расширении сети быстрых зарядных станций Supercharger не сильно помогало в борьбе с этой фобией. Теперь же потенциальным клиентам можно наглядно показать: «Смотрите! Вы можете не только возобновить заряд аккумулятора вашей машины на наших зарядных подстанциях – это можно сделать практически моментально, заменив аккумулятор!».

Второй важный аспект – текущее состояние китайского автомобильного рынка. Несмотря на то, что количество легковых автомобилей в Китае только-только перевалило за 100 миллионов штук (и это при населении в 1,3 млрд человек!), по объёмам рынка продаж эта страна уже несколько лет держится на одном уровне с мировым лидером – США. К 2020 году некоторые специалисты прогнозируют продажи в Китае на уровне 40 миллионов автомобилей в год. Примерно к тому же времени относится программа правительства Китая, согласно которой количество электрических автомобилей на дорогах страны должно составить не менее 5 млн штук. Для сравнения, на конец 2012 года во всём мире насчитывалось менее 200 000 электрических автомобилей, пассажирских фургонов и подзаряжаемых гибридов, вместе взятых.

Понять, почему Китаю столь важны электрические автомобили несложно. Топливо из нефтепродуктов для этой азиатской страны является довольно важным ресурсом, который, скорее, потратили бы на обеспечение промышленных объектов, нежели на растущий невероятными темпами автопарк. Автомобилям же готовят почву для использования других источников энергии. В конце концов, в данный момент большая часть электроэнергии вырабатывается в Китае на угольных электростанциях, и ситуацию не планируют кардинально менять в ближайшее десятилетие.

Одновременно с этим правительство Китая находится в процессе принятия решения, которое, в силу промышленной значимости этой страны, может повлиять на всю мировую индустрию электромобилей. Они выбирают, какой путь принять приоритетным – развитие масштабной сети по автоматической замене аккумуляторов (прототипы уже действуют в Китае) или же заняться разработкой технологий супербыстрой зарядки. Как видите, и в той, и в другой области у Элона Маска теперь есть готовые решения, и он явно не постесняется откусить часть китайского пирога.

Пора, пожалуй, вернуться к презентации. Желающие могут посмотреть видео – для этого не нужно особых познаний в английском языке. Из процесса замены батареи сделали шоу в духе Дэвида Копперфильда с эффектными параллельными процессами и исчезновением батареи. Для сравнения, посетителям мероприятия, в реальном времени, продемонстрировали заправку полного бака автомобиля на «одной из самых быстрых бензоколонок Лос-Анджелеса, которая выдаёт по 10 галлонов в минуту». За время заправки 70 литров топлива, здесь, прямо на подиуме, рядом с Маском, успели заменить аккумуляторы не у одной, а сразу у двух машин. Заявленное время автоматизированной замены составляет 90 секунд.

Модуль замены аккумулятора располагается под проезжей частью зарядной (а теперь и аккумуляторной) станции. Автоматические гайковёрты находят нужные болты и поворачивают их ровно на столько, на сколько нужно, исходя из данных технической документации автомобиля. Электрическая система автомобиля отключается, аккумуляторная батарея снимается с нижней части машины и «уезжает» под землю. В этот момент зрители возопили что-то в духе: «И это всё?!? Не может быть!». Одновременно с заменой аккумулятора сливается и заправляется заново хладагент, обеспечивающий безопасную работу батареи. Новая батарея ставится на предназначенное для неё место, фиксируется и автомобиль может продолжать следовать по маршруту.

К презентации этого проекта инженеры Tesla Motors шли с самого первого дня разработок и сам автомобиль Tesla Model S изначально проектировался именно так, чтобы возможно было сделать процедуру замены максимально простой и быстрой. При этом «Тесла» не собирается выстраивать барьеры и запрещать сторонним организациям создавать свои собственные сервисы замены аккумуляторов для автомобилей этой марки. Однако они планируют следить за соблюдением высокого уровня сервиса и скорости обслуживания.

Во время демонстрации основатель Tesla предложил потребителям два интересных варианта. Либо же они могут за полторы минуты заменить свой аккумулятор на подстанции Tesla, заплатив за это 60-80 долларов (средняя стоимость полного бака легкового автомобиля в США, да и в России тоже). Либо они могут потратить чуть больше своего времени и зарядиться за 20-30 минут на Суперчарджере бесплатно. Эти варианты для выбора были встречены, собравшимися в дизайн-студии, воплями одобрения и бурными аплодисментами.

На самом деле, поездка обойдётся вам чуть дороже. Предполагается, что вы меняете аккумулятор на новый когда едете куда-либо. Или же меняете аккумуляторы несколько раз, если длина вашего маршрута более 600-1 000 километров. А на обратном пути вы забираете свой «родной» аккумулятор на той подстанции, где вы его оставили чуть раньше. Но за каждую замену вам придётся платить те самые 60-80 долларов. То есть путешествие туда-обратно будет стоить как минимум 120-160 долларов. Впрочем, и это для кого-то может быть не такой большой ценой за скорость и отсутствие необходимости ждать подзарядки. В конце концов, за аналогичное автомобильное путешествие вы заплатили бы примерно столько же на бензоколонках.

Если говорить о моём собственном мнении, поездка длиной около 1 000 километров в сутки находится где-то на пределе комфортности для одного водителя. Учитывая то, что где-то посередине нужно провести замену аккумулятора или же зарядить его, я, скорее, выбрал бы второе. И даже не из-за того, что Tesla предлагает делать это бесплатно, а потому, что одновременно с зарядкой можно пойти перекусить и немного растрясти свой организм после часов, проведённых в кресле водителя.

За ближайшую пару лет Tesla планирует покрыть станциями Supercharger почти всю территорию США и затратит от 50 до 100 миллионов долларов на оборудование их пунктами замены аккумуляторов. Изначально их начнут размещать на сегменте маршрута Interstate 5 от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса и на восточном побережье вдоль дороги из Бостона в Вашингтон. Исходя из опубликованной стоимости одной такой сервисной точки на уровне 500 000 долларов, получаем, что, со временем, все Суперчарджеры будут предоставлять и услугу быстрой замены батарейки.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях