Единственное, с чем никогда не смирится человек, так это с быстротечностью бытия. Во всём: в собственной жизни, которая утекает песком сквозь пальцы с головокружительной скоростью, в привязанностях и чувствах, которые умирают быстрее, чем мы стареем, в окружающем нас мире, который подчиняется всё тем же неумолимым циклам.
Характерно, что сама по себе быстротечность материи нас печалит не особо: важно, чтоб была хоть какая-то внутренняя привязанность. По этой причине мы принимаем близко к сердцу расставание только с тем, кого любим, что нам дорого: с самим собой (ну, это-то в первую очередь :), с близкими, любимыми.
В закономерности этой больше всего удивляет ее универсальность: мы переживаем перемены не только в живых людях, но и в объектах, предметах, материальных сущностях и социальных образованиях. Нам претит разлука с любимой машиной, с родным домом, с городом, в котором мы родились и выросли, с трудовым коллективом, в котором провели долгие годы.
Не обязательно, кстати, утрировать и говорить лишь о радикальных переменах — гибели, окончательном исчезновении, расставании навечно. Точно так же мы печалимся любой перемене вообще, перемене в принципе. Скажем, что-то было великое, могучее, яркое, победоносное и восхитительное. А потом … перестало всем этим быть! Иногда эта перемена случается мгновенно, иногда растягивается на долгие месяцы и даже годы. В любом случае мы печалимся и грустим по поводу утраты привычного величия, того, что мы любили, чем восхищались.
Только поймите меня, бога ради, правильно: я вовсе не собираюсь злорадствовать по поводу того, что хочу сейчас рассказать. Мне тоже грустно, однако я пытаюсь найти утешение в осознании цикличности бытия и внутреннем приятии неизбежности расставаний.
Мой рассказ сегодня — surprise 🙂 — об Apple, компании, с которой я провел в нежнейшем симбиозе четыре года своей жизни и с которой внутренне попрощался два месяца назад. Не нужно понимать это прощание буквально: в конце концов, этот вот самый текст я сейчас печатаю на Macbook Pro, который верой и правдой мне служит с осени 2009 года. Я считаю свой ноутбук лучшим произведением искусства на свете, и когда он прикажет долго жить либо мне перестанет хватать его мощности, я обменяю его на другой Macbook, тот, который окажется лучшим в линейке Applе.
Очень может быть, что через год-два я вернусь обратно к айфону, если, конечно, характеристики грядущей модели будут соответствовать моим представлениям о том, каким должен быть современный смартфон.
Когда я говорю о прощании, я имею в виду расставание с идеалом, который в моем сознании был связан с компанией Apple. Меня восхищали эстетика ее продукции, минимализм дизайна, высокая функциональность, качество сборки. Правда, раздражала и даже бесила корпоративная культура, позволившая мне за четыре года встретиться лишь с одним-единственным представителем компании (!!!), который, кстати, и объяснил, что у Apple может быть только один представитель — это Стив Джобс (тогда он еще был жив), а все остальные сотрудники инструктированы молчать как рыбы и не вступать ни в какие контакты с окружающим миром.
Впрочем, разговор сегодня не о достоинствах и недостатках Apple, а совсем о другом. О неком знамении, которое я наблюдал на протяжении последней недели на американском фондовом рынке, и которое позволило мне с почти абсолютной уверенностью говорить о том, что дни Apple как компании, находящейся на пике славы, величия, популярности и культового поклонения, окончательно и бесповоротно остались позади.
Речь вовсе не о финансовом разорении Apple — боже сохрани! Дела у купертиновских ребят и дальше будут идти замечательно, время от времени они будут радовать мир прекрасными новыми продуктами, и даже очереди какие-никакие будут образовываться в день продаж у дверей AppStore’ов. Однако никакого ажиотажа космического масштаба, никакой истерии, подобной той, что мы наблюдали во всем мире при запуске четвертого айфона и второго айпада, больше не повторится. Всё, поезд ушел. Окончательно и бесповоротно.
Почему я так считаю? Проще всего было бы списать изменение тренда (вернее, фавора!) деловыми просчетами и грубейшими маркетинговыми ошибками, которые Apple совершает на протяжении последних двух лет. Для меня, лично, первой ласточкой была катастрофа Final Cut X, когда Apple, ничтоже сумняшеся, волевым решением отправил на свалку весь профессиональный рынок видеомонтажа, которым, казалось, он так дорожил и на протяжении столь долгого времени окучивал. А потом — раз! — и такой незаслуженный плевок тем, кто тебе доверял.
В еще большей степени можно винить креативную стагнацию, наступившую в компании после смерти Джобса: за два года ни одной оригинальной разработки! Ни единого прорыва — ни творческого, ни технологического: удлинили корпус смартфона, поменяли конектор, адаптировали корейскую матрицу высокого разрешения для планшетного экрана.
Я бы, однако, ни в коей мере не стал винить в переходе Apple на новый этап своего развития ни саму компанию, ни ее продукты, ни даже корпоративную культуру. У меня нет ни малейшего сомнения, что перемена в судьбе подготовлена самой жизнью. Вернее — цикличной природой этой жизни. Просто Apple пережил звездный этап в своей биографии и перешел в новую стадию — стадию старения.
На этом этапе компания (не только Apple, а вообще любая) продолжает успешно функционировать, демонстрировать стабильные показатели, жить внешне нормальной и привычной жизнью, однако что-то претерпевает качественное перерождение. Это что-то — отсутствие WOW-эффекта! Компания в стадии старения, как бы она ни старалась, как бы из кожи вон ни лезла и ни прыгала выше головы, уже не может вызвать у мира былой реакции, граничащей с восторженным умопомешательством.
Хрестоматийный пример постаревшей компании — это Microsoft. Вы только посмотрите, как редмондские люди стараются! Какие удивительные продукты выкатывают! Чего стоит один Surface или Windows 8 RT — реально интереснейшие и инновационные продукты. Но — всё мимо! Всё впустую. Мир не реагирует ни на что. Почему? Потому что мир просто устал от Microsoft и компания просто всем надоела. Посмотрите вот на эту картинку:
Перед нами вся биография компании: ее рождение и длительное возмужание, ее яростный спурт и вознесение к звездам (1995-2000), сокрушительный обвал (2001) и … старость (2001-2013).
Уже 12 лет как акции Miсrosoft не движутся никуда! Ни в какую сторону. Они не падают, потому что компания зрелая, со стабильным доходом, с могучими наработанными связями, с крепкой подушкой безопасности в виде миллиардодолларовой наличности. Но они и не растут, потому что в старости не бывает никакого роста. Что бы вы ни делали, как бы ни старались.
Точно такая же участь ждет Apple. И понял я это только на этой неделе. Ранее мне казалось, что обвал капитализации, который мы наблюдаем аккурат после выхода iPhone 5 (и который я предсказал в августе — «Прикуп для жизни в Сочи«), это лишь здоровая коррекция перегретого рынка. Я искренне верил, что Apple в состоянии изменить ситуацию и не только вернуться к историческим максимумам, но и продолжить неудержимый рост за 1000 пунктов и выше.
Сегодня я понял, что ничего этого уже не будет. И вот почему. На прошлой неделе американский рынок обвалился на страхе, что Федеральный резерв изменил курс, отказался от количественного смягчения и в скором времени прекратит щедрое вливание дармовых денег.
Как видите, падение было сокрушительным: за два дня индекс Dow Jones Industrial обвалился на 660 пунктов. Самое важное: обвал был спровоцирован совершенно надуманными страхами, а реакция рынка гипертрофирована. По множеству причин. Во-первых, Федеральный резерв ни о какой остановке QE — страшилку эту рынок прочитал между строк, по-своему интерпретировав осторожные интонации в выступлении Бена Бернанке. Во-вторых, в долгосрочной перспективе остановка QE — вещь очень хорошая, здоровая и правильная. В-третьих, ничто в текущем состоянии американской экономики не дает повода для пессимизма. Последнее обстоятельство — самое важное.
Как только рынок оправился от собственных страхов, рост возобновился, причем уверенный и устойчивый: уже четвертый день подняд, как индекс набирает более 100 пунктов за торговую сессию (сейчас, когда я пишу этот текст, DJIA показывает +126).
А теперь посмотрите, как ведет себя в эти переломные для фондового рынка Америки дни Apple:
Как только рынок пошел вниз 19 июня, AAPL так же стал стремительно обваливаться. Это нормальное и закономерное поведение. Однако затем произошло самое неприятное, что только бывает на бирже: дивергенция на спурте. То есть весь рынок начал восстанавливаться, а бумаги Apple продолжили дрейф вниз! Индекс набирает по 100 пунктов ежедневно, а AAPL, еще недавно — бриллиант в короне инвестиционных фондов, позорно устраняется из всеобщего ралли.
Вернее, AAPL устраняют! Рынок просто игнорирует бумаги купертиновцев, не обращает на них внимание, поэтому они и сползают вниз на отсутствии спроса.
Подобное поведение является одним из самых надежных и самых ключевых показателей фундаментального нездоровья компании на бирже. Нечто подобное мы можем постоянно наблюдать на российском фондовом рынке — этом ходячем трупе, в котором давно уже нет никакой жизни, кроме судорог, вызванных спонтанным сокращением мышц.
Два главных признака выхода бумаги из фавора на бирже: когда падает весь рынок, бумага бежит впереди всех, зато когда рынок растет, бумага в лучшем случае еле шевелится. Если же она продолжает падение, дела безнадежны.
Дивергенция, которую демонстрирует Apple последние четыре дня на переломном этапе американского фондового рынка, — это почти однозначный мандат на свалку истории. Что будет дальше? Дальше, если повезет, будет возвращение к уровням внутреннего равновесия в диапазоне 90 — 180 пунктов, а не повезет, то и район 20-30, именно туда, где 12 лет к ряду телепаются бумаги Microsoft.
Еще раз хочу напомнить читателям, что речь не идет о смерти. Речь идет о старости. Долгой, скучной и печальной.