На прошлой неделе в «Битом Пикселе» («Пользовательские обзоры как задвигатель торговли») я рассказывал о высоколобо-ученом исследовании феномена «пользовательских обзоров», точнее — негативных пользовательских обзоров, которые оказывают, по статистике, максимальное воздействие на принятие потребительских решений (купить / не купить). Сегодня в традиционной «Голубятне» хочу продолжить тему на примере личных изысканий, поскольку не только ощутил на себе всю идеологическую мощь так называемого народного мнения, но и отметил ряд весьма полезных в практическом отношении закономерностей и приемов.
Последние две недели я подбирал себе новую видеокамеру. Изначально мне казалось, что выбор будет простым, поскольку так уж сложилось, что в категории «любительский топ» и «просьюмер» с большим отрывом от конкурентов идут только два гаджета — Canon HF-G30 и Panasonic HC-X920. Как же я ошибался! Забегая вперед, скажу, что никакие ухищрения даже хорошо скоординированных пользовательских обзоров не дают пройти мимо очевидных несуразностей, которые заметны невооруженным глазом. В том смысле, что стоит собственными глазами увидеть реальные образцы видеозаписи, произведенные обеими камерами, как попадаешь в конфузное положение: либо нужно признавать, что ты сам слепой (или в лучшем случае дальтоник), либо нужно констатировать коллективную галлюцинацию — до такой степени расходятся тексты «пользовательских обзоров» и даже «официальных тестирований» с тем, что видишь своими глазами.
Изначально было ясно, что камеры находятся в неравном положении. Причина — на уровне чистой мифологии: марка Canon увенчана репутацией якобы профессиональной техники, а марка Panasonic, какой бы замечательной ни была её продукция, — это (опять же — якобы) голимый ширпотреб. Иллюзию эту разделяют не только подавляющее большинство пользователей, пишущих обзоры, но и очень влиятельные порталы вроде Camcorderinfo.com.
В случае с порталом проблем не возникает: однозначный, навязчивый и оттого вызывающий отторжение bias в пользу Canon этот сайт демонстрировал из года в год и при любых обстоятельствах (на что постоянно указывают читатели в комментариях — разумеется, без каких-либо последствий для политики портала), поэтому никаких выводов по «обзорам» Camcorderinfo.com я давно уже не делаю: читаю, принимаю к сведению и иду дальше.
Гораздо сложнее с «пользовательскими обзорами», разбросанными по Интернету в совершенно произвольных местах. Условно их можно разделить на две категории: те, что написаны апологетами бренда, и перебежчиками.
Апологеты Panasonic пребывают в перманентной позе обороняющихся и оправдывающихся. Даже когда они пишут о том, что видео, снятое Х920, реально оказывается лучше, чем результат работы G30, они как бы извиняются: так уж, мол, получилось, не обессудьте! Мы, конечно, понимаем, что Canon великая марка, но так уж получилось, что…
Апологеты Canon апеллируют всегда к одному и тому же критерию: 3 года (5, 10 лет) тому назад я купил свой первый камкордер этой марки — и ничего больше мне не нужно. Поэтому, если лишних денег нет, я остаюсь верным своей «красавице» 2006 года выпуска, а если деньги есть, то непременно меняю по апгрейду каждую модель: G10 на G20, G20 на G30… И буду так же делать в дальнейшем.
Перебежчиков в парадигме Canon/Panasonic/Sony на удивление удивление мало. Единицы в прямом смысле слова. И, как правило, все они разочарованы (причем в любую сторону).
Описанная расстановка сил до того банальна, что даже обсуждать её не хочется: точно такую же картину мы наблюдаем на всех фронтах ИТ-гаджетарии и шире — всей религии консьюмеризма. Поклонники BMW готовы взойти на костёр ради доказательства преимуществ своей машины над Mercedes, поклонники Apple исходят презрением в адрес «нищебродов» с «Андроидом» и т. д. Религия всегда требует фанатизма и прозелитизма от своих адептов: это норма.
Всё это, в принципе, было ожидаемо, поэтому мне казалось две недели назад, что сложностей с выбором камеры быть не должно: отбрасываем адептов/перебежчиков, находим реально объективные отчёты и тесты, смотрим на примеры записи собственными глазами, определяемся с выбором. Просто, не правда ли?
Вот и не угадали! Выбор оказался сущим адом. Не только потому, что днём с огнём невозможно было найти хотя бы парочку тех самых «объективных отчетов / тестов», но и потому, что на всякий аргумент тут же находилось десять контраргументов. Причем настолько искусных, что и возразить, казалось, дальше было нечего.
Проблема возникала уже на старте: Panasonic HC-X920 стоит $1 100, а Canon HF-G30 — $1 900! Если судить по цене, то перед нами камеры совершенно разного класса. Их вообще нельзя сравнивать. Разве что предположить: Canon завысила цену на свой просьюмерский флагман сознательно. На основании каких критериев?
С этим я разобрался быстро: широкоугольный объектив с 20-кратным зумом (диапазон фокусных расстояний 26,8–576 мм), система оптической стабилизации, датчик изображения HD CMOS Pro типа 1/2,84 (разрешение 2,91 Мп), процессор DIGIC DV 4 в модели HF-G30 точно такие же, что и в XA20 и XA25, которые Canon позиционирует как профессиональные. Единственная разница — отсоединяемая ручка с аудиовходами XLR на XA20 и XA25 да выход HD/SD-SDI на XA25. Результат: XA20 дороже HF-G30 на $500, а XA25 — на $1 000.
Понимая внутреннюю мотивацию ценообразования Canon, невозможно, тем не менее, понять её позиционирование на рынке: цена в $1 900 запредельна для просьюмерской камеры! Если $2 700 (XA25) выглядит на профессиональном рынке как стартовая модель, то $1 900 — цена несуразная, особенно в сравнении с конкурентами.
Как бы там ни было, преодолев ценовой шок, настраиваешься на чудеса: наверняка камера выдает эксклюзивное качество записи. Начинаешь читать «пользовательские обзоры» и… тут же теряешься: практически все, кто работал с камерой (а не вещал с высокой трибуны теоретических знаний, почерпнутых в Интернете), выглядят если не разочарованными, то по меньшей мере зомбированными! По уже названной парадигме: качество записи чего-то выходит не того, но мы, конечно, понимаем, что дело в кривых руках, потому как камера почти профессиональная. Эта невыносимая мантра просто сводит с ума.
Между тем те немногочисленные объективные обзоры, какие удалось найти за две недели, выдают совершенно невозможные результаты. Взгляните для начала на это сравнение съемки Canon HF-G30 и Panasonic HC-X920 в условиях плохого освещения:
Неслабая разница, не правда ли? Но это только начало. А вот как обстоят дела с чёткостью картинки:
Для полноты представления предлагаю посмотреть замечательный сравнительный ролик, в котором воспроизводится параллельная запись, сделанная тремя топовыми видеокамерами 2013 года просьюмер-класса: Canon HF-G30, Sony HDR-PJ780, Panasonic HC-X920. То, что картинка X920 лучше HF-G30, мы уже поняли, но по всем критериям HDR-PJ780 от Sony также выдает лучший результат.
И тут меня осенило: цены на видеокамеры вообще не отражают никакой реальности, кроме маркетинговых амбиций производителей! Возьмем, к примеру, Sony HDR-PJ780: на Amazon.com она на $139 дороже, чем Canon HF-G30! При этом в Москве — в полтора раза дешевле (47 500 руб. против 63 600)! Для сравнения: цена Panasonic HC-X920, камеры, которая на голову лучше HDR-PJ780 и как минимум не хуже HF-G30, на Amazon.com составляет $860, а в Москве — 36 000 руб.
Ну и как прикажете понимать этот ценовой парадокс? Да так, как я уже объяснил выше: цена не имеет ни малейшего отношения к реальности! Цена отражает лишь маркетинговую мифологию, причем в разных местах эта мифология разная.
Скажем, в России Canon считается «профессиональным брендом» (притом что в десятке лучших в мире профессиональных видеокамер нет ни одной модели Canon, а все — от Panasonic и Sony): видимо, сказывается давление авторитета фотографов советской школы, которые всю жизнь бредили этим самым «Кэноном». То обстоятельство, что фотоаппараты — это не видеокамеры, мало кого в стране авторитетов волнует.
В Америке у Canon очень сильные позиции (отсюда и тотальное лоббирование и контроль над популярными порталами типа Camcorderinfo.com), однако не настолько, чтобы перевесить мифологию Sony (самая популярная марка в США в сфере бытовой аудиовидеотехники). Sony завоевала Америку ещё во времена Walkman’a и с тех пор не отпускает хватку. Поэтому сегодня японцам достаточно вставить в крышку с экраном смешной детский проектор, чтобы взвинтить цену до любого уровня: всё равно купят.
Бедолага «Панасоник», как я уже сказал, в сфере бытовой аудиовидеотехники — самый беспонтовый. Единственный маркетинговый козырь для HC-X920 в рукаве этого производителя — три матрицы MOS, которые не в состоянии захватить воображение публики (потому как установлены в топовой линейке уже года четыре). Даже объектив Leica с феноменальной диафрагмой F1.5 (у Canon HF-G30 и Sony HDR-PJ780 — F1.8) никого не очаровывает. Вот и приходится спустя всего лишь полгода после появления модели на рынке опускать цену на уникальную камеру ниже плинтуса.
Так как же обстоят дела с пользователями и их обзорами? Дела обстоят печально: пользователи плавают в мутном коктейле из собственных впечатлений и региональной мифологии, отлившейся в болезненное клише в их мозгах. Надежд на то, что удастся почерпнуть хоть какую-нибудь пользу из этих пользовательских обзоров, увы, нет никаких. По крайней мере в данной конкретной ситуации.
Какую же камеру выбирать? Хороший вопрос после всего сказанного :-). Думаете, однозначно Panasonic HC-X920? Эх, если бы всё было так просто в подлунном мире :-).
Дело в том, что при желании можно смоделировать любой эксперимент и любое тестирование таким образом, что непременно получится нужный тебе результат. У меня лично абсолютно нет никакой уверенности, что в тесте Рено Лабрашри, картинки из которого я использовал выше, съёмка двумя камерами велась с абсолютно идентичными настройками: выдержка, диафрагма, фокусировка, разрешение…
С другой стороны, у Canon HF-G30 есть множество своих достоинств (от битрейта 35 Mbps до 20-кратного оптического зума, одновременной съёмки на две карточки в разных форматах и гораздо более богатого набора ручных настроек, чем у HC-X920), чтобы заставить ещё сильно подумать над окончательным выбором.
В общем, тема для меня лично остаётся открытой, хотя один положительный результат у меня уже есть: пользовательские обзоры в подавляющем большинстве случаев — это полный шлак. Единственный правильный вариант: берёте в собственные руки всех кандидатов и сами сравниваете по всем параметрам — от личного удобства использования до субъективных впечатлений от картинки.
Под занавес анонсирую видеообзор очередного гаджета. На сей раз крутил-вертел-размышлял над Highscreen Alpha GTX. Понравились как фаблет, так и формфактор (5,7 дюйма), так что все любители «ноток» (во главе с нашим Левоном) автоматически попадают в моем сердце под амнистию 🙂