В начале лета бурное обсуждение вызвала презентация новой iOS 7. Многие пользователи iPhone до сих пор не могут прийти в себя из-за переживаний по поводу радикально изменившейся цветовой гаммы интерфейса. На той же волне прошло чуть более спокойное обсуждение заявки компании из Купертино на интеграцию операционной системы с автомобилем. Фанбои обрадовались, скептики начали ворчать, что говорить тут не о чем: всего лишь ещё один производитель объявил о запуске очередного интерфейса взаимодействия с Windows Automotive и прочими аналогами. Но, судя по июльским новостям, нас ещё ожидают сюрпризы.
9 июля 2013 года был одобрен патент (на самом деле — не один, а группа из нескольких десятков) по заявке четырёхлетней давности. Apple, Inc. получает интеллектуальные права на то, что было озаглавлено «Programmable tactile touch screen displays and man-machine interfaces for improved vehicle instrumentation and telematics». Я бы перевёл как «Конфигурируемые тактильные дисплеи «тачскрин» и интерфейсы взаимодействия машины и человека для усовершенствованных транспортной аппаратуры и телематики», но можно устроить конкурс на лучшую адаптацию для русского языка. Возникает ощущение, что под этот заголовок можно подвести многое из того, что ведущие автопроизводители уже успели нам продемонстрировать в последние годы. Впрочем, с патентами почти всегда так, тем более что в качестве ядра используются разработки канадского инженера Тимоти Прайора (Timothy R. Pryor) и его заявка на патент более чем 20-летней давности. Так что там хватает разных устаревших фишек вроде проецирования изображения на экран.
До сих пор невероятных размеров экраны на центральной панели и приборной доске Tesla Model S казались в большей степени яркой игрушкой, которая может занять на пару дней, но потом оказывается не очень удобной. Вспомните, как устроены функциональные элементы в вашем автомобиле. Все они разной формы, а некоторые кнопки магнитолы имеют специальные тактильные маркеры — выпуклости, которые позволяют вам ориентироваться в элементах управления, не отвлекаясь от дороги. Через несколько недель постоянной езды в новом автомобиле вы уже точно знаете, на какой высоте какой формы ручку можно встретить и что с ней нужно сделать для получения желаемого эффекта.
Теперь представьте себе, что ваши пальцы касаются абсолютно ровной, холодной и бескрайней поверхности n-дюймового тачскрина. Куда надо жать? Как овладеть этим простором? Даже если есть обратная отдача, она работает как у обычного телефона — по всей поверхности. Это, судя по всему, Apple планирует изменить — и именно подобных фишек я ожидал от калифорнийских разработчиков. И ёмкостный экран с зонированной обратной отдачей — это далеко не всё, что нам предстоит увидеть.
В своём патенте Apple приводит рассуждения о том, что следует немало внимания уделять интерфейсам с ручным управлением. Как бы ни была прекрасна идея распространения голосового управления на как можно большее число сфер взаимодействия человека и машины, пока не будут созданы продвинутые системы распознавания естественных языков, мы не увидим полноценного перехода на голос. Но все эти ручки и переключатели — именно та область, которая на протяжении многих лет остаётся практически без изменений. По крайней мере практически везде, кроме собственно рынка компьютерных устройств.
Заметьте: автомобильная индустрия не является исключением в этом вопросе. Конечно, элементы управления на центральной консоли современных авто сильно отличаются от того, что можно было увидеть в древних машинах начала и середине XX века (или, скажем, в «Жигулях» буквально до последних лет), но все эти изменения были возможны в основном благодаря использованию новых материалов. В том числе и тех, которые позволяли сделать тактильный контакт более приятным, а внешний вид — более привлекательным. Однако всё это не давало качественного прорыва в системах управления основными и дополнительными функциями автомобиля. И вот разработчики из Apple решили-таки совершить прорыв (по крайней мере я очень надеюсь на это).
Полагаю, что неспроста новости об автомобильных заделах Apple появились именно сейчас, когда различные производители начали выводить на широкий рынок гибкие, гнущиеся и прочие LED-экраны нестандартной формы. Конечно, прототипы мы видим уже на протяжении нескольких лет, но до сих пор дело не доходило до моделей, которые активно продавались бы в розницу. Так вот, судя по всему, предполагается размещать в автомобилях экраны с выступами и углублениями на поверхности. Всё это — вместе с аккуратно настроенной вибрацией и обратной отдачей — сможет не только воспроизвести ощущения от использования обычных элементов управления современного автомобиля, но и расширить функциональность центральной панели, да и других доступных водителю деталей интерьера транспортного средства.
У Apple большой опыт создания всевозможных элементов управления различными мобильными и компьютерными устройствами, а также совмещения этих элементов управления с тачскринами. Правда, я сомневаюсь, что в автомобиле следует привязываться к столь любимой «яблочниками» однокнопочной компоновке. Впрочем, некоторой тенденции к сокращению числа сущностей, видимо, ожидать всё-таки стоит.
Кроме напрашивающегося (и воплощённого в iOS 7) использования тачскрина для отображения данных, переданных приложениями смартфона или, к примеру, приложениями, установленными в самом автомобиле, в Apple, судя по всему, планируют провести некоторую унификацию всевозможных «ручек» и «переключателей». К примеру, у вас в машине есть поворотные ручки, регулирующие температуру воздуха в салоне, мощность обдува кондиционера, громкость магнитолы и переключение между волнами радиоэфира. Всё это можно сократить как минимум вдвое — ведь маловероятно, что вы одновременно решите сделать потеплее и погромче. Скорее всего, вы разнесёте эти действия во времени. А значит, освободившееся пространство можно занять какой-то иной информацией — в том числе поставляемой вашим телефоном или планшетом.
Переход к таким системам управления — однозначный шаг вперёд в сравнении с обычными LED-панелями, тачскринами и прочими экранами, применяющимися в автомобилях уже довольно долго. Но есть одна проблема: всё это делается для того, чтобы создать больше возможностей для использования и организации инфотейнмент-пространства в автомобиле. А это уже скорее движение в духе «шаг вперёд, два шага назад». Все усилия по созданию интерфейса, взаимодействовать с которым можно, не отвлекаясь от дороги, прикладываются для того, чтобы в машине было больше функций, которые отвлекают водителя от управления.
К чему это нас приведёт? Если подобные системы получат широкое распространение до прихода массовой автоматизации управления автомобилями, можно предполагать рассеивание внимание водителя — а следовательно, увеличение риска ДТП. Как себя вести в этой ситуации и в данный момент времени разработчикам, тоже не очень понятно. Рынок (потребители) хочет, чтобы всё было интерактивным и с множеством функций. К этому производители нас активно приучали при помощи современных смартфонов — и, судя по всему, добились определённых успехов. С другой стороны, то же самое голосовое управление, о котором сейчас говорят и Apple, и тот же Ford, активно продвигающий AppLink, демонстрирует не самые хорошие результаты с точки зрения безопасности. Некоторые исследования показывают, что на голосовое управление медиасистемой или на прослушивание и диктовку СМС водители отвлекаются не меньше, чем на разговоры по телефону без гарнитуры.
Исходя из сказанного выше, есть надежда, что массовое пришествие инфотейнмента в автомобили если и ухудшит ситуацию, то не столь значительно. А там, через несколько лет, когда плоды трудов Apple доберутся до массового автомобильного рынка, активные системы безопасности (вроде превентивного торможения или предупреждения водителя о препятствиях) распространятся даже на относительно дешёвые машины.