«Я знал наверняка, что хочу быть хозяином своей судьбы, поэтому мне нужна была прибыль, б**дь, прямо сейчас. Деньги, типа, нужны были срочно. Я хоть и запустил компанию на собственные средства, но был готов на любую мерзость, лишь бы она принесла прибыль поскорее. Мы, типа, даже раздавали своим пользователям покерные фишки в обмен на загрузку тулбара Zwinky, которой был, ну я даже не знаю, как сказать; однажды я сам его загрузил, так потом никак не мог от него избавиться (смех в зале). Мы делали все, чтобы получить прибыль, расшириться и стать настоящим бизнесом. Короче, контролируйте свою судьбу».
Из выступления Марка Пинкуса на мероприятии Startup@Berkeley.
Руки у меня давно чешутся написать о Zynga и её очаровательном основателе Марке Пинкусе, но как-то не было информационного повода. А теперь вот повод нашелся, поэтому даю полную волю своим эмоциям, которые я копил столько лет, наблюдая за похождениями этих шмекеров.
Со времён «Великих афер ХХ века» мой интерес к проходимцам носил глубоко научный — я бы даже сказал, энтомологический — характер. Больше всего на свете мне бы хотелось заглянуть в душу существ, у которых напрочь отключены моральные ориентиры. На самом деле у этих существ вообще нет души. Явление это, кстати, очень давно известно в истории человечества и даже обстоятельно изучено — например, в еврейской мистической каббале (есть даже практическое воплощение — גולם, голем).
Концепцию бездушия применительно к Zynga я распишу обстоятельно в «Бизнес-журнале» в подходящий момент (например, когда это недоразумение окончательно разорится и будет уничтожено, тем более что ждать, полагаю, осталось не долго). Сегодня затрону тему лишь в аспекте конкретного информационного повода, а именно: на днях Zynga подала в суд на разработчиков приложения Bang With Friends.
Для читателей, которые каким-то чудом сумели пройти мимо этого корпоративного ИТ-феномена, привожу краткую справку. Компания Zynga была учреждена в июле 2007 года в Сан-Франциско чикагским финансистом Марком Пинкусом. Zynga — имя любимого бульдога Пинкуса, который воспроизведён и на логотипе компании.
Zynga довела до совершенства так называемую паразитическую модель бизнеса, использующую чужие ресурсы. В частности — социальных сетей Facebook, Google+ и Tencent. Компания создает «социальные игры», которые к играм как таковым отношение имеют самое отдаленное, ибо по сути являются иезуитской формой вымогательства денег. К тому же ещё и в немалой мере — противозаконным способом.
Zynga наплодила десятки «социальных игр», самая известная из которых (она же и первая) — FarmVille. На сегодня компания закрыла 21 игру и поддерживает еще 39. Размах аферизма грандиозный: ежемесячно в игровых ловушках Zynga ковыряются 118 миллионов пользователей. 15 миллионов заглядывают ежедневно. Поразительным образом при таком колоссальном размахе дела у фирмы идут из рук вон плохо: она перманентно убыточна, а ее акции (разумеется, Пинкус не преминул вывести гешефт на биржу при первом же удобном случае) уничтожены и давно пребывают в категории junk (биржевого мусора):
Почему же Zynga так не удачно ведёт дела в ситуации, когда, казалось бы, сам Б-г благоволит успеху? Гигантская посещаемость, колоссальные обороты, всеядность и неразборчивость при выборе способов заработка — чего ещё не хватает? Ан нет: при капитализации в $2,39 млрд Zynga демонстрирует рентабельность на уровне минус 10%, доход на вложение — минус 6% и постоянные ежегодные убытки в диапазоне от $100 млн до $400 млн.
Мое искреннее убеждение: неудачи Zynga связаны с глубокой безнравственностью всего бизнеса, начиная от главной его модели и заканчивая деловой тактикой и стратегией.
Бизнес-модель Zynga основана на вытягивании денег из пользователей. Способов наработано десятки — один другого изысканнее: увеличение «энергии» для ускорения развития игровых процессов в обмен на участие в различных опросах и тестах, покупка бесполезных сервисов, установка «партнерских приложений», приобретение виртуальных товаров и т. п. Игровые карточки Zynga продаются более чем в 13 тысячах торговых точек Соединённых Штатов.
Побочные способы заработка компании Марка Пинкуса — вредоносные баннеры (scam ads), продажа игровых очков в обмен на приобретение банковских карт, эмитированных «дружественными» Zynga организациями, навязывание подписок на услуги, которые затем тайком (вернее — через прием «петита», когда зловредное условие прячется в самом неприметном месте пользовательского договора) автоматически продлеваются, постоянно списывая с банковского счёта пользователя малоприметную сумму), и т. д. в том же духе.
Поговорим, однако, о сегодняшнем информационном поводе. Итак, Zynga подала в суд на Bang With Friends. О последнем недоразумении я рассказывал читателям не далее как в мае («Сексуальная революция Bang With Friends? Поздно, батенька, пить боржоми!»). Претензия Zynga к разработчикам «дружеского перепихона» — воровство интеллектуальной собственности, а именно — нарушение торговых прав серии социальных игр истца: Chess With Friends, Gems With Friends, Hanging With Friends, Matching With Friends, Scramble With Friends и Words With Friends.
То есть вы понимаете, о чём идет речь? Zynga полагает своей интеллектуальной собственностью выражение «With Friends». Ответчик «использовал название Bang With Friends для своего приложения, занимающегося сексуальным сводничеством, полностью отдавая отчёт в том, что речь идёт о торговых марках, принадлежащих Zynga», — говорится в иске.
Я, конечно, понимаю, что дела идут из рук вон плохо, что пользователи валом валят прочь от «социальных игр» Zynga и по дружным прогнозам в скором времени Марку Пинкусу придётся одному покупать энергию для огородного строительства в FarmVille. А потому любая доходная статья — даже из таких невероятных исков — это потенциальный бальзам на душу. Проблема, однако, не в этом. Проблема как раз в бездушности и безнравственности голема: Zynga годами не вылезала из судов, на которых её обвиняли в воровстве чужой интеллектуальной собственности! Причем в обстоятельствах, практически дословно совпадающих!
В февраля 2009 года, на самой заре деловой активности детища Марка Пинкуса, компания Psycho Monkey подала в суд на Zynga за то, что та скопировала свою игру Mafia Wars с Mob Wars, созданной истцом. Zynga предпочла договориться до суда, заплатив отступные в $9 млн.
В декабре 2009 года Zynga украла у Playfish игру Restaurant City, которую переименовала в Cafe World.
Cafe World от Zynga
Restaurant City от Playfish
Далее последовали: кража Tiny Tower у NimbleBit (игра Zynga называется Dream Hights), кража Bingo Blitz у Buffalo Studios (Zynga Bingo) и так далее (надоело перечислять общеизвестные факты). Забавно, что, по признанию одного из сотрудников Zynga (бывших, разумеется), сделанному в San Francisco Weekly, Марк Пинкус ему лично советовал: «Мне нах*й не нужны инновации. Все равно ты не умнее своего конкурента. Так что просто копируй, что они делают, и продолжай до тех пор, пока не возьмут за задницу».
Теперь — самое тут главное. Zynga пытается сегодня засудить разработчиков Bang With Friends только за то, что те, мол, украли у неё торговую марку With Friends, тогда как саму Zynga постоянно хватали за шаловливую ручку всякий раз, когда она воровала игру целиком! Об использовании похожих названий даже речи не идет: воровались концепция игры, механика, динамика, интерфейс, всё подряд.
Одним словом, на наших глазах творится какой-то запредел безнравственности, позорящий весь мировой ИТ-бизнес. А профессиональная тусовка при этом в рот воды набрала и делает вид, что ничего страшного не происходит. Неужели до такой степени не дают покоя миллиарды долларов, хапнутых Марком Пинкусом на going public? Так ведь напрасно: ничего хорошего из этих денег не получится. Бог же, пусть даже он и Б-г, не слепой и всё видит.