Новость о выпуске Microsoft приложения Office для мобильных устройств под управлением Android, появившаяся в конце прошлой недели, за пару дней пробежалась по всей мировой прессе – и «общего интереса», и деловой, – да и получила своё (сказать «мелькнула» тут нельзя, обсуждение было весьма солидным) на телеэкранах. И, на первый взгляд, времени и места этому продукту уделялось заметно больше, чем его аналогу для iOS, пришествие которого состоялось в начале лета.
Ну, это-то как раз объясняется легко. Дело в том, что по итогам второго квартала доля смартфонов под управлением Android достигла 80% (привет Вильфредо Парето!). Фактический стандарт, с которым ничего не сможет сделать даже мистер президент Обама с его авианосцами и вето… Но вот офисные приложения от Microsoft держали по весне 93% от рынка. И в России (в отличие от некоторых земель Германии, где и бизнес, и муниципалитеты, и университеты поголовно сидят на OpenOffice и открытых операционных системах) подавляющее большинство населения (во всех перечисленных социальных средах) другого делового пакета просто и не видело… (Впрочем, и в ФРГ в целом мелкомягкие доминируют: как обсуждают тамошние муниципальные финансисты на семинарах, переход на открытый софт порой связан с весьма значительными затратами, но это тема для отдельного разговора.)
Ну а самих смартфонов становится на планете всё больше и больше. По итогам второго квартала 2013 года их поставки составили 230 млн штук, 47-процентный рост по сравнению со 156,5 млн устройств за тот же период года прошлого. И — под iOS в этой четверти продано лишь 14% умнофонов, самый мелкий результат со второго квартала 2010-го. Впрочем, мобильных операционных систем из Редмонда на рынок в этот период поступило вчетверо меньше, 3,9%, — но для Microsoft 8,9 млн смартфонов под управлением Windows Phone 8, поставленных во втором квартале 2012 года, — наоборот, локальный трёхлетний максимум. (Сделавшая ставку на этот софт Nokia с упорством, унаследованным от угро-финских охотников, переживавших тощие зайцами и прочей живностью годы, похоже, выбирается из своих проблем…)
Стратегия, выбранная для поставок Office Mobile, неоднозначна. Приложение бесплатно. Но доступно для тех, у кого есть подписка на Office 365. Дело в том, что все данные синхронизируются с «облаком» SkyDrive (где по подписке предоставляется 20 Гб). Ну, тут всё правильно. Приложение карманное, потому что — телефонное. А смартфон является смартфоном только тогда, когда находится в сети (что он проделывает практически всегда).
И возможность править любой «офисный» (в логическом смысле) файл, сохраняя результаты в надёжном хранилище (помните любимую забаву при «масках-шоу» — вынос из офиса, в физически правовом значении этого слова, всех компьютеров? Многие читатели назовут тех, чьи бизнесы потехи данной не пережили…), в любое время и в любой точке планеты поразительно полезна. (Кстати, одна только возможность оставить правоохранителей «с носом» стоит того, чтобы даже предприниматель без юрлица потратился на годичную подписку на Office 365; знаете, есть такое мнение, что свобода бесценна, а речь идёт — как с некоторым опозданием поняла масса отечественных предпринимателей, про которых регулярно твердит бизнес-омбудсмен Титов, — именно о ней…) Ну, для Android, конечно, есть довольно много открытых пакетов.
Они, конечно, вполне пригодны для человека, пишущего на смартфоне комменты в «Компьютерру» и набрасывающего колонки. Но проблемы начинаются тогда, когда отпустив бухгалтера в отпуск, пытаешься сам заполнить форму сугубо государственного учреждения. И обнаруживаешь, что совместимо оно только с редмондским «Офисом». Если на заднем сиденье валяется сумка с ноутбуком, то ничего страшного — кроме того, что это редко проявляющееся свойство местных поприщевых начисто отбивает порывы перейти на Ubuntu с окружением… Но если пешком и в кармане смартфон (пусть и с большим экраном), то приходится тащиться назад в офис (тот, что в физически-правовом смысле). И если у одних это лишь укрепляет давно сформированное отношение к местным чиновникам, то для мелкого предпринимателя в бурной жизни столиц такая ситуация может обернуться вполне весомыми убытками. Да и у бизнесменов крупных есть дела, в которые лучше не пускать чужие глаза («продаст» при наличии соответствующей мотивации и самый доверенный работник) и очень мало времени, когда ими можно заняться; «телефонный офис» тут вполне весомый помощник, абсолютно надёжный, если не забывать читать то, что «Компьютерра» пишет об информационной безопасности… Так что до этой грани — всё понятно и кажется вполне перспективным.
А вот что несколько удивляет — это отсутствие планшетных версий Office Mobile. Трудится пакет только на телефоне… Но ведь семидюймовые планшеты по габариту практически совпадают с пятидюймовыми смартфонами (в джинсовый карман не лезут ни те ни другие). А писать на планшете несколько удобнее: знакомый жанровый писатель, бумажные книги которого прекрасно расходятся даже в условиях повального нытья литераторов на пиратство, создаёт почти половину текстов на семидюймовом планшете… И куда удобнее было бы планшетно править сохраняемые в «облаке» документы: всё же «таблетка» нынче весьма распространена… Так что, будем надеяться, планшетные версии станут следующим продуктом. (Вряд ли стоит копировать в на редкость удачной области информационного бизнеса печальный опыт DEC…)
Но вообще самое главное, о чём заставляет задуматься появление «карманного офиса», — это бифуркация человека. Разделение людей на две группы. Одним не хватает времени для работы. Именно для них трудится Office Mobile, позволяя запихнуть в карман своё дело.
Ну а для других нужны новые и новые способы это самое время убить. О роли потребительства в генезисе планшета мы писали. Ну а специалисты из Flurry Analytics оценивают время, которое у потребителей iOS уходит на работу с продуктивными приложениями (Productivity App), в 2% от общего времени, проведённого с компьютером. У «андроидных» эта доля в разы больше, но всё равно безнадёжно уступает играм и прочим развлечениям… Такую ситуацию породили именно технологии. Немногие работающие — на которых и ориентирован новый продукт из Редмонда — обеспечивают тех, кто не знает, куда убить время. (Ну, определённый резон в их существовании есть: они поставляют армии потребителей для игрушек и прочих потех, способствуя развитию информационных технологий на планете.) Но — армии потребителей надо содержать: сколько там, в Детройте, сидит на пособии?.. И поэтому появляются мытари, с их постоянно растущими законными аппетитами. А ещё — частная инициатива правоохранителей, ведь про отрабатываемые ими тридцать сребреников говорит президент страны… Всё то, что в реальном мире заставляет, не ожидая исправления нравов государевых слуг (ничуть не изменившихся со времён клинописи), перенести полезную информацию в те «облака», до которых правоохранители не доберутся. Держать её в кармане. Для того чтобы не только повысить эффективность собственного труда, но и не оказаться в роли персонажа пословицы, отдавшего жену дяде, тому самому большинству, не знающему, как время убить…