В конце прошлой недели в зарубежной прессе промелькнула малозаметная, но очень важная новость. Новость, в которой сошлись воедино все главные движущие силы современного мира — власть и деньги, технологии и спецслужбы; да и пресловутые институты гражданского общества не остались в стороне.
Прежде чем обсуждать само событие, поговорим сначала об источнике информации, на который дружно ссылаются медиа. И консервативные, и либеральные СМИ, блоги околокорпоративные и даже диссидентские (относя к таким сайт имени пресловутого Сноудена) опираются на один и тот же ресурс. Зовётся он — Politico. И охарактеризовать его в привычных, индустриального общества, терминах, описывающих работу средств массовой информации, довольно трудно. Основанный 23 января 2007 года Politico — явление современного информационного общества. Это базирующаяся в графстве Арлингтон (штат Виргиния) организация политических журналистов, распространяющая свой контент через телеканалы, интернет, радио и газеты. В поле зрения — работа законодательной и исполнительной власти США, деятельность лоббистов и прессы. То есть вашингтонская синергия, взаимодействие власти, денег и общества, отображается на информационное пространство с помощью взаимодействия различных типов современных медиа. Телевидения с его сверхбольшой аудиторией; интернета со сверхбыстрой и прицельно адресной информацией; воспринимаемого в фоновом режиме — и за рулём и в ванне — радио; ну и традиционной бумажной газеты, которую очень удобно читать и перечитывать внимательно, даже с карандашом… Добавив, что рассказывает Politico о делах, происходящих в центре планетарной Мир-экономики (используя термин Валлерстайна), придём к выводу что запомнить этот ресурс и интересоваться его содержимым будет не лишним и бизнесменам, и специалистам.
Так вот, а сейчас, на основе сообщения в Politico («Apple’s Tim Cook, tech executives meet with Barack Obama to talk surveillance«), по миру пошла весть о том, что эппловский Тим Кук и руководители ИТ-корпораций встретились с президентом США Бараком Обамой и поговорили о слежке. Ну, оплот либерализма британская The Guardian, конечно, употребляла вежливое «наблюдение Агентства национальной безопасности» («Apple, Google and AT&T meet Obama to discuss NSA surveillance concerns«), но это — вопрос корпоративного стиля; слежка всегда слежка, даже если ведут её кибернетические тихушники. А вот у стиля Politico обозначилась одна весьма занятная особенность: CEO Apple Тим Кук поставлен впереди президента США. Издание, варящееся в самой гуще самых больших на планете денег и самой большой на планете власти, ставит главу ИТ-корпорации (да и его коллег!) впереди президента самой богатой державы на планете. Очень характерно! Хоть Apple не просто компьютерная корпорация: она опять самая дорогая корпорация планеты, обогнавшая в начале августа 2013 года по капитализации ExxonMobil; $414 млрд у «яблочников» против $409 млрд у нефтяников…
Ещё на встрече в «рузвельтовских» покоях присутствовал Рэндалл Стивенсон. Он — CEO AT&T Inc. Корпорации-легенды, живой связи «слаботочников» раннего индустриального века с современной информационной эрой. Достаточно сказать лишь, что создана изначальная American Telephone and Telegraph в 1885 году, когда Марк Твен был ещё молодым писателем, и в подразделении AT&T появилась такая легенда отрасли, как UNIX. И тут становится неважно, что в прошлом году AT&T имела полтораста миллионов клиентов, более чем четверть триллиона активов и почти четверть миллиона сотрудников…
А Винтон Грей Серф, представлявший на встрече в Белом доме Google, выше денег и не нуждается в легендах. Он сам — живая легенда. Питомец Стэнфорда и Калифорнийского университета, ветеран DARPA и IBM, лауреат премии Тьюринга за разработку TCP/IP. Он один из общепризнанных «отцов интернета».
Ну а ещё на встрече была общественность. Джиджи Б. Сонн (Gigi B. Sohn), председатель и один из основателей организации Public Knowledge — некоммерческой организации, с 2001 года специализирующейся на трёх «Ай-Пи» — информационной политике, интеллектуальной собственности и интернет-протоколах. Были представители Center for Democracy and Technology, ещё одной НКО, с 1994 года занимающейся вопросами открытого, инновационного и свободного интернета.
Никто из участников не комментировал встречу, да и вряд ли, как полагают американские журналисты, сделает это в будущем. Но «Политико», ресурс, сочетающий осведомлённость с достоверностью, считает, что речь шла о слежке. О преодолении тех затруднений, которые возникли у правительства США, у его спецслужб и ИТ-бизнеса в связи со скандалом вокруг PRISM. Мы уже рассказали читателям, что эксперты сулят одним только американским провайдерам облачных вычислений потери до $35 млрд («PRISMой по облакам: утечка в АНБ грозит американцам потерей многомиллиардной доли рынка Cloud Computing«). Это — очень много! Даже если считать, что убытки размажутся по трём следующим годам, а ВВП США близок к шестнадцати триллионам. Но ведь в триллионы входят и фантастически высокие (по сравнению с китайскими сборщицами электроники) зарплаты нью-йоркских официанток, возникающие в результате перекладывания одних и тех же «зелёных» из кармана в карман внутри страны. А оказавшиеся под угрозой $35 млрд — это суммы во внешнеторговом балансе. То, что потом будет мультиплицироваться, умножаться во внутренних экономических процессах.
И по сравнению с объемом американского ИТ-рынка, оценённого Forrester Research для этого года в $819 млрд, такие потери весьма велики. Поэтому-то и встревожился мистер президент. И охотно пришли к нему навстречу и крупнейшие руководители и лучшие умы заокеанской ИТ-индустрии. Говорили о слежке. И, вероятно, думали о том, как выходить из сложившейся ситуации. Что надумали — покажет время…
Но вот ещё одна ИТ-новость ознаменовала конец прошлой недели. Комиссия по международной торговле США (International Trade Commission) запретила импорт в США ряда изделий Samsung, по её мнению, нарушающих патентные права Apple. «Компьютерра» уже рассказывала, как аналогичный запрет на ряд моделей от Apple был отменён вето администрации президента Обамы. Интересно, стоит ли южнокорейскому технологическому сверхгиганту ждать подобной любезности? Через пару месяцев (срок вступления запрета на импорт в действие) увидим…
Но достоверный вывод из описанного можно сделать такой. Защита интересов национальных игроков рынка высоких технологий является первейшей задачей самого главного политика планеты. И для решения этой задачи с ним самым близким и самым энергичным образом готовы сотрудничать и крупнейшие бизнесмены, и виднейшие учёные (атомной бомбой США ведь исстари обязаны Эйнштейну и Сцилларду), и даже правозащитники, волшебным образом забывающие об общечеловеческих ценностях и вспоминающие, наверное, о ценностях истинных, которыми являются доли рынка. Так уж устроен наш мир!