Есть в Калифорнии компания с девизом “TOMORROW starts here” («БУДУЩЕЕ рождается здесь»). Название рядом, на фоне характерного моста в Сан-Франциско, неразрывно связано с этим городом — CISCO (от San-Francisco). С продукцией этой компании мы сталкиваемся практически непрерывно, хотя, не видя её, об этом можем и не подозревать. Общение авторов и читателей «Компьютерры» в нынешнюю безбумажную эпоху происходит внутри интернета, Всемирной сети. А если напрячь память, то можно вспомнить, что у компании Sun, ныне поглощённой Oracle, был когда-то слоган «The Network is the Computer». Так вот, если позаимствовать формулу «Сеть — это Компьютер», то поразительно много узлов этого мирового компьютера произведено Cisco, предлагающей практически полный спектр сетевого оборудования.
И вот в конце прошлой недели по американским и европейским компьютерным изданиям пробежала новость («Cisco to slash 4,000 jobs in ‘rebalancing’ plan», «Cisco slashing 4,000 jobs in middle-management cull», «“Good business management” as Cisco cuts 4,000 jobs», «Cisco streicht trotz Gewinnsprung 4000 Jobs»), на первый взгляд скорее кадровая.
Корпорация CISCO Systems объявила о предстоящем увольнении четырёх тысяч сотрудников, менеджеров среднего уровня. И увольнять управленцев стали не в неблагоприятной ситуации, в период убытков (как это делается обычно), а наоборот — на фоне весьма успешной, превзошедшей ожидания аналитиков финансовой отчётности за IV квартал 2012–2013 финансового года (завершившегося 28 июля 2013-го). Квартальная выручка возросла на 6,2%, до $12,4 млрд, прибыль составила $2,3 млрд, превысив результаты аналогичного периода прошлого года на 18,4%. Весьма успешно, если учесть что в году 2013-м календарном аналитики Gartner спрогнозировали мировому компьютерному рынку лишь двухпроцентный рост…
И вот на этом фоне — увольнение 4 000 сотрудников. Из 72 360 человек, занятых в компании. На фоне результатов, превышающих ожидания аналитиков. Ну, рассуждать о зверином оскале капитализма, равно как и скорбеть о легионе (в основной римской воинской единице было примерно столько человек) менеджеров среднего звена, явно не стоит. В виде пособий им (включая побочные расходы) выплатят $550 млн, причём четверть гигабакса — уже в первом, начавшемся квартале 2013–2014 финансового года.
Так зачем же одна из самых успешных корпораций компьютерного мира, да и всей глобальной экономики (Cisco была второй, после Microsoft, корпорацией планеты, чья капитализация в начале 2000 года превысила полтриллиона долларов) идти на связанные со значительными затратами массовые увольнения? Тем более что в составляемых Forbes рейтингах привлекательных для работы компаний Cisco традиционно была на очень почётных местах; в 2010-м — на шестнадцатом…
Цели были изложены руководством компании. Повышение скорости и качества принятия управленческих решений. «Мы слишком многочисленны в середине организации», — заявил глава Cisco Джон Чемберс. «Мы не движемся со скоростью, необходимой для этой отрасли», — продолжал руководитель корпорации, получающей высокие прибыли от продаж оборудования для передачи по интернету больших объёмов данных, видеоинформации и приобретшей ряд компаний, предлагающих ключевые решения в таких областях, как безопасность («Cisco to buy Sourcefire, more network security deals seen»), виртуализация центров обработки данных («Cisco has acquired Composite Software»), интеллектуальные мобильные сети («Cisco Completes Acquisition of Ubiquisys»), самооптимизирующиеся сети («Cisco has Completed its Acquisition of Intucel»)…
То есть — налицо заметное расширение поля деятельности. Классическое управление в таких случаях прибегает к иерархизации, разделению обязанностей, делегированию полномочий… А тут — наоборот: управленцев средних уровней сокращают. «Even when you push things down from the top, it can take longer than it should in this new environment, which is moving at a much faster pace», — говорит Чемберс, акцентируясь на важности в современном деловом окружении ускоренного движения «сверху вниз»… Попробуем понять, что же всё это значит, и для этого прибегнем к историческим аналогиям…
Век назад большинство работников были заняты физическим трудом. Непосредственным соприкосновением с материалом, металлом или деревом. Массовые технологии вроде литья или тогдашней штамповки имели низкую точность. Скорость металлорезания была невелика. Машины и механизмы требовали доводки по месту, частично селективной сборки и большого числа операций обслуживания и мелкого (да и крупного) ремонта в процессе эксплуатации. Управленцев было не много — сам предприниматель и несколько помощников. Вот что писал в 1925 году в романе «Гиперболоид инженера Гарина» Алексей Толстой: «Как все крупного масштаба деловые люди, химический король Ролинг принимал по делам в особо для того нанятом помещении, офисе…». (Деловые люди меньшего масштаба обходились собственным жильём…)
Но — технологии развивались. Повышалась точность массовых операций, штамповки и вытяжки. Входили в обиход новые материалы вроде пластмасс. Росла скорость резания и алмазного точения. Производительность труда в машиностроении и металлообработке повышалась. Рос и послевоенный планетарный рынок, сформированный «Атлантической хартией». И в пятидесятые годы прошлого века США столкнулись с новым, необычным явлением. В экономике оказалось занято меньше традиционных рабочих, синих воротничков, чем служащих, воротничков белых. Производительность индустриального производства позволяла выпускать всё больше и больше вещей с использованием труда всё меньшего и меньшего количества рабочих.
А вот для того, чтобы обеспечить сбыт этих товаров по планетарному (за исключением тогдашнего Варшавского пакта) рынку, требовалось всё больше и больше служащих. Белые воротнички были задействованы в бухгалтерии, рекламе, сбыте, снабжении, счетоводстве, рекламе. В той нематериальной смазке, благодаря которой и крутились шестерёнки экономики апогея индустриального общества. Говоря современным языком — в процессах создания, обработки и передачи информации. Частным случаем чего является работа с управленческой информацией.
Переход от индустриального общества к информационному сопровождался ставшими привычными процессами нарастания доли непроизводственных отраслей в валовом внутреннем продукте развитых стран и сопровождающим их ростом численности белых воротничков.
И вот, похоже, мы видим, что в Cisco, в соответствии с её девизом, рождается новое. Сложность управленческих задач, стоящих перед компанией, явно растёт (чего стоят только перечисленные выше новые направления её деятельности). И рынок перед ней — планетарный! Но менеджеров среднего звена — сокращают. Для того чтобы увеличить скорость и качество управленческих решений.
Попробуем сделать выводы. Ограничения способности человека работать с объёмом информации (пресловутая «семёрка» инженерных психологов и гуру управления) никто не отменял. Но от традиционного разделения обязанностей и делегирования полномочий (традиционные занятия менеджеров среднего звена) Cisco в заметной степени отказывается. Значит — их на что-то заменяют. И резонно предположить, что заменяют их именно на широкую автоматизацию управленческого труда. Уже не просто офисного (вроде электронного документооборота), а управленческого! О чём именно идет речь — вряд ли кто-то скажет точно. Наверняка широко применяется компьютерная бизнес-аналитика, Business Intelligence, BI. Почему мы можем сделать такой вывод? Да вряд ли обошлись без неё, разрабатывая план оптимизации персонала Cisco.
Это — применение BI, «направленное внутрь». А ведь наверняка ещё предполагается «направленная наружу» BI, та самая, которая должна помогать меньшему количеству менеджеров принимать лучшие управленческие решения с более высокой скоростью. По-другому быть просто не может! И в этом, видимо, урок Cisco. Двоякий — и мировоззренческий, и практический. С мировоззренческой точки зрения очень важно, что одна из лучших ИТ-корпораций демонстрирует явное повышение производительности управленческого труда (аналогичное послевоенному повышению производительности труда индустриального, что когда-то уменьшило число промышленных рабочих), наверняка на основе его компьютеризации. А с практической — что фирмы, которые пренебрегут аналогичными мерами компьютеризации, скорее всего, покинут рынок, и отнюдь не по своей воле…