Пару недель назад мы писали в колонке «PRISMой по облакам», как в священную битву за передел глобального рынка информационных технологий включились «большие парни» — европейский киберкомиссар Нели Круз, германский министр юстиции Йорг-Уве Ханн… Отражая волю народных масс, выходящих на многотысячные — реально многотысячные — демонстрации против заокеанского кибертихушничества, они формируют рынки для национальной промышленности информационных технологий (что вообще-то и является главнейшей задачей политиков). Активно участвовала в этом процессе и «железная фрау» современной Европы федеральный канцлер (Kanzlerin на русский и сам Бисмарк бы не перетолмачил) Ангела Меркель.
А теперь мы можем посмотреть, с какой оперативностью германский ИТ-бизнес приступает к освоению представившихся возможностей. В соответствии с древними заветами «программирования сверху вниз» перейдём от рассмотренных ранее вопросов большой политики и коллективной воли масс сначала к институтам гражданского общества, а потом и к конкретным фирмам.
Итак, гражданское общество. Длительные попытки прорастить его в стране родимых осин вызывают смех не меньший, чем былые попытки насадить в Нечерноземье кукурузу, над чем потешался ещё Герцен в «Письмах из России». Но вот в Германии оно вполне органично и занимается делом. Есть там такая организационная форма — eingetragener Verein, сокращённо e. V., «зарегистрированный союз». Законсервированная в языке память о временах лоскутных княжеств, когда общественная деятельность была хоть и весьма развита, но осуществлялась не как право, а как привилегия. Есть среди зарегистрированных союзов и Eco. Verband der deutschen Internetwirtschaft e. V., «Объединение германского интернет-предпринимательства». И вот это объединение на своём официальном сайте, в статье Wirtschaftsmotor Cloud Computing («Облачные вычисления — мотор экономики») оценивает состояние дел с облачными вычислениями не иначе как Vormarsch, наступление. Оно прогнозирует, что годичный объём данного сегмента отрасли, оцениваемый ныне в €3,7 млрд, распухнет к 2016 году до приблизительно €9,6 млрд (что частично будет обусловлено немалой стоимостью ИТ-специалистов в Германии). Прибавив 150% нынешнего объёма, что составит годичный рост в 37%. Мало какие отрасли могут надеяться на аналогичные результаты. И разоблачения Сноудена позволяют интернет-деятелям Старого Света наращивать свою рыночную долю в этом привлекательном сегменте (напомним, что 26,5% европейских руководителей считают облачные вычисления критически важными для роста их компаний).
Но это — в среднем. Для германской экономики информационных технологий в целом. Ну а как это всё выглядит для конкретного бизнеса? Какие перспективы открывает для него? Посмотрим на небольшой интернет-бизнес Posteo, основанный в 2009 году как платный сервис электронной почты. Вообще говоря, поразительно обидно, что не замечаешь мелькнувших перед глазами верстовых камней технологий. Как появился первый провайдер — и как он издох, оставив на какое-то время без сетевого доступа. Когда появился первый, платный почтовый ящик и какие параметры он имел. Как потом почтовые ящики стали предоставлять провайдеры клиентам. Как пошло распространение бесплатных (то есть — оплачиваемых рекламодателями) почтовых служб, всё больше и больше интегрирующихся в интернет-пространство.
И вот крошечный бизнес Posteo, возникнув, предстал, казалось бы, попыткой идти против хода времени. Платным почтовым-сервисом в эпоху бесплатных гигантов вроде Google, интегрировавших всё и вся. Проявлением германского экологического безумия — когда вместо бесплатного пластикового пакета в магазине предлагают купить пакет из вторичной бумаги, по виду напоминающий серую обёртку советских времён, — основатели Posteo акцентировали внимание на том, что энергия, потребляемая их серверами, является натурально экологичной и гринписовской, echte Ökostrom von Greenpeace Energy. (Эх, интересно было бы взглянуть на ненатуральный и экологически вредный электрон…)
Но в политкорректной Германии какое-то количество потребителей, привлечённых таким рыночным позиционирование, находилось. Кого-то привлекала обещанная экологичность (к которой в ФРГ относятся серьёзно: очень привлекательным выглядит решение транспортных проблем с помощью развития общественного транспорта). Кого-то — нежелание следовать нормам мира потребления (бесплатные сервисы оплачивают свои расходы за счёт рекламы и накопления маркетинговой информации): в Германии очень много людей реально «левых» взглядов. И набралось таких клиентов у Posteo за четыре года десяток тысяч. Не много… Но достаточно для существования семейного бизнеса в стабильной стране. Где высокие налоги сочетаются с возможностью (правда, связанной с необходимостью представления налоговым службам объёмистой отчётности) получения очень значительных налоговых вычетов.
А вот в начале лета ситуация для учредителей Posteo изменилась к лучшему. Причиной тому были разоблачения Сноудена. Граждане Германии осознали, что, присутствуя в интернет-пространстве, они непрерывно находятся под пристальным взглядом американского Большого Брата. И реакция была болезненной, пожалуй куда более болезненней, чем стоит ждать от страны, на чьей территории по-прежнему находятся американские военные базы (Рамштайн – это не только преемники мейстерзингеров, но и база ВВС США). Причём это — очень интересно. «Простые люди», будь то сборщик автоматических коробок передач из Штутгарта или банковский клерк из Франкфурта-на-Майне, осознают, какую роль безопасность информации играет в международной конкурентоспособности. А последняя — в их зарплатах и рабочих местах. Но это — по-крупному. На уровне большого и среднего бизнеса. Однако есть и уровень мелкий, обычных людей и малого бизнеса. Которые и поставляют клиентуру Posteo.
Посмотрим на рекламный плакат этого «почтаря». И особое внимание обратим на симпатичную свинку внизу справа. Подпись под ней — NACHHALTIGE WIRTSCHAFTEN, «УСТОЙЧИВЫЙ БИЗНЕС». Именно в этом суть: надёжно защищённые данные необходимы для функционирования предпринимательства. Ну или хотя бы для того, чтобы не проявляла излишнего любопытства налоговая инспекция и прочая контролирующая бюрократия, которой в Европе немало. А о том, как электронная переписка фигурирует и на заокеанских судах между компьютерными гигантами и позволяет отправить в узилище отечественного интернет-предпринимателя, мы писали не раз. Так что в Германии нашлось немало людей, готовых, пожертвовав маленькой денежкой (от одного евро в месяц), повысить свою приватность. Причём вряд ли их занимает экологичность, с которой начинается рекламка. Она не менялась после разоблачений Сноудена, а вот число клиентов Posteo за пару месяцев удвоилось, достигнув двадцати тысяч.
И в деятельности Posteo нет ничего сложного. Обычная Perfect Forward Secrecy на протоколе SSL, пара гигабайт пространства на сервере и полная (что важнее всего!) анонимность. Каким образом достигается экологичность — не ясно. Даже если поставить сервер рядом с ветряком, то дыхание Эола переменчиво… А Гелиос по ночам не светит. Да и непонятно, что вреднее для планеты — жечь газ на теплостанции или производить металл для ветряков и кремний для солнечных панелей. Так что дело, видимо, не в этом. Успех (пока локальный) германской компании (пока маленькой) основывается на творческом использовании сложившейся ситуации. Интересно, а какие конкретные выгоды получит ИТ-бизнес России, предоставившей Сноудену временное убежище?