Образ сегодняшнего мира был в немалой степени сформирован научной фантастикой. Вот отечественная антиутопия, «Час Быка» Ивана Ефремова, журнальный вариант которой публиковался сорок пять лет назад. Звездолёт «Темное пламя», прилетевший с коммунистической Земли, крутится вокруг планеты Торманс, пребывающей под гнётом тоталитарной диктатуры. Черпая информацию из сообщений электронных СМИ и удивляясь их однобокости.
«— Должна существовать другая сеть, — продолжала Чеди. — По ней идет подлинная информация. Правители не смотрят на фальшивку. Это не только бесполезно, но и опасно для управления.
— И вы хотите настроиться на вторую сеть? — спросила Олла Дез.
— Помните, мы поймали ночные рапорты обсерваторий?
Олла Дез склонилась над аппаратом волнового разреза, и стрелки индикаторов ожили, прощупывая каналы передач».
Ну, дальше понятно. Тамошний специалист по радиоэлектронной борьбе (РЭБ) Олла Дез, пользуясь преимуществом в технологиях, легко взламывает каналы спецсвязи. Правда, книга написана была в индустриальную эпоху, да и человеком, которого больше занимали проблемы воспитания людей и устройства общества, а не информационной войны. А сама Вторая сеть виделась инструментом идеологии. Поэтому до функеншпиля — рассылки от имени диктатора приказов спецслужбистам-змееносцам сначала выпустить всех политзеков, а потом перестрелять друг друга — дело не доходит.
А ещё через двадцать лет в органе Союза писателей Узбекистана «Звезда Востока» выходит на русском «Мир на Земле» Лема. Эпоха была уже постиндустриальная, да и смотрел в будущее пан Станислав с мужеством и реализмом, присущим лишь немногим мыслителям в истории человечества. Главной книжкой по истории XXI века, предложенной попавшему в будущее космопроходцу Ийону Тихому была «Dehumanization trend in weapon systems of twenty first century…», «Тенденция к “обезлюживанию” систем оружия…». И у Лема прозвучало чеканное: «Возросло значение информационного противоборства — не в смысле пропаганды, но в смысле проникновения в систему вражеской связи, чтобы поразить её…». Ну а про перехват системы управления вражеским оружием краковский мудрец написал четвертью века раньше: эпизод в «Непобедимом», где Туча берёт под контроль «Циклопа».
Предсказания Лема блистательно оправдались. Чужие письма читают нынче не только спецслужбы, но и сами почтовые сервисы. Да и рыцари плаща и кинжала, как поведал всему миру беглый Сноуден, времени не теряют… Поэтому, естественно, задача защиты каналов связи становится одной из важнейших для любой страны. Больше всех усердствующие во всяких PRISMах янки давно обзавелись «вторым интернетом». Это — Secret Internet Protocol Router Network, сокращённо SIPRNet. Секретная сеть, связывающая роутеры по протоколу TCP/IP. Её эксплуатируют Пентагон и Государственный департамент, общающиеся со своими многочисленными базами, посольствами и консульствами по всему миру. Пару лет назад Huffington Post оценила тогдашнее число пользователей SIPRNet в 4,2 миллиона абонентов и отметила, что оно возросло в 1,5 раза за два предшествующих года (в 2009 году секретной сетью пользовалось 2,4 миллиона госслужащих). Кроме собственно янки, к секретной сети было допущено и небольшое число абонентов из стран — ближайших союзников США. То есть — англосаксонских, Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. (Забавная параллель: мельчайшую из машин, относимых отечественной классификацией того времени к стратегическим, бомбовоз с изменяемой геометрией крыла Aardvark F-111, поставляли англичанам и австралийцам, но не германцам: «All animals are equal, but some animals are more equal than others».)
Какую же степень защиты информации обеспечивает секретный интернет американцев? Согласно данным прессы, по нему допускается передача информации с грифом «Secret» и более низкими. Такую информацию часто обозначают в нашей печати как «секретную». Это и верно, и нет. Верно в смысле обыденной речи, где оно означает информацию тайную, не подлежащую оглашению. И не верно, учитывая действующую в российской Федерации с 1995 года систему грифов секретности. Согласно ей, американское определение «Secret» означает информацию, разглашение которой может повлечь «serious damage» to national security, серьёзный ущерб национальной безопасности. В России этому скорее соответствует гриф «Совершенно секретно»: «К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей». Российские же сведения под грифом «секретно» («К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну») имеет смысл соотнести с заокеанскими Confidential. Кстати, секретность правительственной документации США в двадцать первом веке растёт очень резко, что мы и можем увидеть на графике внизу.
Естественно, что от процессов защиты информации на государственном уровне не может уйти и Россия. И вот сегодняшний материал «Коммерсанта» рассказывает нам, что 31 мая 2013 года президент РФ Владимир Путин одобрил идею ФСБ о создании интегрированной сети связи для нужд обороны, обеспечения безопасности и правопорядка. Сейчас этот проект обсуждается профильными министерствами и, видимо, в сентябре будет представлен в правительство в виде федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка». Один из источников «Коммерсанта» высказался так: «Традиционные подходы к построению и обеспечению информационной безопасности сетей связи спецпотребителей, основанные на использовании ресурсов сетей связи общего пользования, не обеспечивают защиту сетей связи и систем управления от кибервоздействий, от вредоносных программ при реализации информационных спецопераций, атак кибертеррористов и других киберпреступлений«. Ну, это-то понятно. Дешевизна современной сети объясняется тем, что мы пользуемся ею совместно с миллиардами других пользователей. По одному и тому же оптоволокну и через одни и те же маршрутизаторы одновременно летит огромное множество пакетов, делая стоимость транзакции пренебрежимо малой. Но, как и всякий ресурс коллективного пользования, он уязвим по отношению к поведению тех, с кем вы его делите. (Сравните чистоту в своей квартире и в подъезде…) Использование для критических задач госуправления обычного интернета может быть подвержено даже самым обычным DDoS-атакам, что несколько лет назад ощутила на себе продвинутая в вопросах «электронного правительства» Эстония.
Ну а Россия, держава ядерная, обречена подходить к проблемам оборонной связи серьёзно. (Сама команда на ответно-встречный ядерный удар даётся по независимым и очень защищенным линиям, но политическому руководству для принятия такого решения нужно огромное количество достоверной и своевременной информации.) И адекватным может быть лишь подход, базирующийся на создании сети с использованием выделенных линий, нигде не пересекающихся на физическом уровне с обычным интернетом. Именно сети: только такая инфраструктура гарантирует надёжность и гибкость связи. Ведь пионерский ARPAnet вырос из задачи обеспечения связи в условиях советского ядерного удара. И требуемая сетевая структура позволяет лишь очень ограниченно использовать старые линии спецсвязи с совсем другой топологией. Именно это объясняет, почему бывший гендиректор «Ростелекома» Антон Колпаков сказал «Коммерсанту»: «Строительство подобной сети будет сопоставимо по масштабам со строительством второго «Ростелекома», но с меньшей пропускной способностью. Такая сеть будет стоить десятки миллиардов долларов«. Отметим, что меньшая пропускная способность является неизбежной платой за надёжность и закрытость. И выделение этих средств из состава тех пары десятков триллионов рублей, что намечены на модернизацию обороны, неизбежно.
Но скажем сразу: никаких гарантий сохранности информации никакая техника не даёт. Откуда взялись разоблачения WikiLeaks? Да их слил туда Мэннинг, стащивший информацию из SIPRNet. Странно было бы ждать, что из более чем четырёх с лишним миллионов янки-секретоносителей не найдётся подобного субъекта, мечтающего сменить пол на противоположный… Думаете, у нас будет лучше? Так вот еще один источник «Коммерсанта», близкий к Совету безопасности: «Многие сотрудники кремлевской администрации предпочитают пользоваться зарубежными почтовыми интернет-сервисами, такими как gmail.com». Да, почитать бы этим сотрудникам нашу вчерашнюю статью — или хотя бы взглянуть на карикатуру в конце этой…