По мере того как хиреет PC-индустрия (а прогнозы всё хуже и хуже: по итогам года в мировых масштабах, скажем, IDC ждёт уже 10-процентного уменьшения поставок и продолжения обвала в 2014-м), иссякает и запас аргументов у тех, кто по той или иной причине не желает мириться с мыслью, что персоналка в её нынешней форме «умирает». Спасательным кругом, за который они цепляются сейчас, стала идея о незаменимости персонального компьютера: спросите произвольных десять человек — и девять из них ответят вам, что не видят достойной функциональной замены. Иначе говоря, ни планшетки, ни смартфоны, ничто другое не способно полноценно заменить устройство, к которому мы все привыкли за последние три десятилетия. (Кстати, интересно было бы узнать мнение обывателя из 70-х годов, чему отдал бы предпочтение он, окажись у него в руках современный десктоп и десятидюймовая планшетка.)
Что ж, привычка — вторая натура. Но чем дольше тянется и так уже беспрецедентный кризис PC, тем ясней вырисовывается неприятная для компьютерных фанатов перспектива: если десктопам и ноутбукам и не суждено исчезнуть, то по крайней мере им предстоит претерпеть невиданную трансформацию. А вектор перемен легко определить, ещё раз и беспристрастно оценив положение дел. Ведь в сегменте PC сегодня имеется единственное светлое пятно — и связано оно с именем Chrome.
Chrome — это прежде всего компьютеры. В Соединённых Штатах, рынок которых считается своего рода лакмусовой бумажкой для всего цивилизованного мира, каждый четвёртый продаваемый сейчас бюджетный ноутбук (дешевле $300) работает под управлением Chrome OS. И именно «Хромбуки» стали единственным компьютерным семейством, чьи продажи растут на фоне всеобщего обвала (по другим данным, они растут не одни, зато быстрее всех). Встреченные пару лет назад с нескрываемым скепсисом, сегодня они заняли заметное место, в частности, в образовании, а список вендоров, их производящих, продолжает пополняться новыми именами: к HP, Acer и Samsung добавились Toshiba, Asus, скоро будут и другие. В среду на конференции Intel Developers Forum в Сан-Франциско Intel с гордостью демонстрировала новое поколение «Хромбуков» на процессоре Haswell (та же производительность, но удвоенное время автономной работы; в продаже к зиме). И именно на «Хромбуки» она, ещё два года назад почти поклявшаяся в верности «Майкрософту», а нынче страдающая, как и все, от слабеющих продаж, делает теперь одну из самых крупных своих ставок.
Но Chrome — это ещё и браузер. Разные методы оценки дают разный результат, но считать ли его самым популярным (43%, данные StatCounter) или оспаривающим второе место (19% — Net Applications), речь в любом случае идёт о сотнях миллионов инсталляций, разбросанным по всем популярным платформам, включая и мобильные.
Таким образом, пока остальные «компьютерные цветы» вянут, Chrome цветёт. Удачный, естественный момент, чтобы сделать следующий шаг и закрепить и упрочить превосходство! Как именно? Очень просто: превратив Chrome в самостоятельную платформу. Над чем Google и работала как минимум последние пару лет, а на прошлой неделе поставила точку — представив Chrome Apps. Фактически основу для создания полноценных приложений внутри Chrome.
Допускаю, что у читателя, который не следит за перипетиями и трансформациями гугловского браузера, пошла кругом голова. На самом деле разобраться в происходящем не сложно, если расставить события в хронологическом порядке. Началось всё ровно пять лет назад, с выпуска браузера. Пару лет спустя Google построила Chrome Web Store — магазин «приложений», запускаемых в браузере Chrome. Приложения были всего лишь ссылками на веб-сервисы вроде Gmail, так что для работы требовали постоянного соединения с Сетью. Ещё через год в продаже появились простенькие ноутбуки, управляемые операционной системой Chrome OS — линуксовым ядром и браузером Chrome в качестве рабочего стола («приложениями» опять-таки служили облачные сервисы и веб-сайты). А чуть позже стало возможным писать «упакованные приложения» (Packaged Apps), которые, фактически состоя из тех же самых HTML5/Javascript/CSS, запаковывались в файл и могли храниться и исполняться в Chrome/Chrome OS без доступа к интернету.
Так что случившееся на прошлой неделе — больше маркетинговое, нежели техническое свершение. Чтобы устранить путаницу, Google теперь называет все (в том числе те, которые «packaged») приложения для «Хрома» общим именем Chrome Apps. Плюс пользователи MS Windows (а скоро и Linux, OS X и других операционных систем, на которых работает Chrome) отныне могут запускать Chrome-приложения не внутри браузера, а из отдельного лаунчера — и внешне они могут быть очень похожи нативные приложения для данной ОС, то есть ничем не выдавать, что написана программа для браузера и исполняется внутри него.
Функционал Chrome-приложений, теоретически, ни в чём не уступает функционалу нативных (то есть написанных в машинном коде, а не на HTML5/Javascript) программ: они работают офлайн, имеют прямой доступ ко всей периферии, от Bluetooth и USB до графической карты, и даже скорость исполнения может быть почти такой же. Последнее достигается за счёт использования многочисленных API, а также возможности разбавлять HTML5 вставками на C/C++ через имеющийся в «Хроме» чудесный движок под названием Native Client (см. предысторию в публикациях «От браузера к ОС» 2011 года и «Допинг для Веба» 2008-го).
Уже сейчас Chrome Apps — это полсотни полнофункциональных программ, отличить которые от нативных среднестатистический пользователь Windows сможет едва ли. Но этого, конечно, недостаточно — и Google должна заинтересовать максимум сторонних девелоперов. Впрочем, выгоды-то очевидны! Почему простому программеру-фрилансеру или небольшому коллективу стоит заняться переносом или написанием с нуля Chrome-приложений? Прежде всего потому, что, написанное единожды, такое приложение потом будет работать везде, где работает Chrome, — включая MS Windows и OS X, Linux и Chrome OS, Android и, вероятно, iOS, без разделения на x86 и ARM. Согласитесь, поддерживать такой продукт будет намного проще, нежели кучу версий для разных платформ и архитектур.
Здесь же проглядывает и причина привлекательности Chrome Apps для рядового пользователя. Более не будет разницы, на каком устройстве, под какой операционкой работает любимое приложение: Chrome-апп будет работать везде — и больше того, он сразу же появится на новом рабочем месте (переданный из гугловского облака), как только пользователь залогинится в Chrome.
Ну а привлекательность Chrome в качестве самостоятельной платформы для Google понятна и без объяснений. Одна возможность пересадить компьютерный мир на платформу собственного изготовления оправдывает все затраченные усилия. «Подпорки», на которых пока ещё держится Chrome (в смысле — операционные системы вроде Windows и OS X), со временем отсохнут сами, замещённые бесплатным линуксовым костяком или Android.
Главным недостатком «будущего по версии Google» экспертам видится пока потенциально проблемная безопасность. Полагаться на веб-технологии при написании приложений, иметь лишнюю сложность кода — это вряд ли облегчит защиту данных и устройств от злоумышленников и государственных спецслужб. Но уж к чему к чему, а к вирусам, шпионам и багам нам не привыкать.
Так что присмотритесь к Chrome Apps. Не пропустите поворот.