Самое интересное в любом событии — то, что скрывается за его внешней очевидностью. Сокровенные догадки гарантируют как минимум моральное удовлетворение (в случае, разумеется, если они находят потом подтверждение в действительности), а в контексте, подобном биржевому, ещё и чреваты профитом.
В минувший вторник Apple разродилась уникальным представлением новых гаджетов, уникальность которых заключалась в стопроцентном повторении всех слухов, что циркулировали в заинтересованной среде больше трёх месяцев. Раньше, конечно, случалось, что угадывали, но так, чтобы предсказать всё до нюанса — от точных названий моделей до их спецификации и технических характеристик, такого ещё не бывало. Единственное расхождение во мнениях произошло вокруг буквы «С», которую позитивные яблофаны трактовали как аббревиатуру от Color, а негативные — от Cheap.
В конце августа я предсказывал, что если подтвердятся слухи и компания Кука выпустит таки дешёвый «Айфон» в паре с псевдоапгрейдом флагмана (то есть таким обновлением, при котором не произойдёт качественных изменений ни в неприемлемом для 2013 года карликовом размере экрана, ни в безбожно устаревшей концепции мобильной ОС), случится катастрофический обвал акций.
Apple анонсировала свои лишённые WOW-эффекта недотыкомки, и бумаги рухнули так масштабно, что даже самые прожжённые пессимисты вздрогнули:
Собственно говоря, обвал продолжается до сих пор: пока я пишу эти строки, AAPL умудрился слить с начала торговой сессии еще пять пунктов.
Как водится, сразу же подтянулись стада безмозглых (зато высокооплачиваемых!) биржевых «аналистов», которые принялись постфактум клеймить вчерашних фаворитов позором и снижать корпоративный рейтинг чуть ли не на порядок. Ещё на прошлой неделе консенсус предсказывал Apple доходы в размере $42,66 с акции, а сегодня некоторые удальцы (Питер Мизек, например, из Jefferies Group) предсказывают даже ниже $38 (да не покажется вам подобная корректировка в прогнозах незначительной: для компании уровня и класса Apple она огромна и беспрецедентна).
Аналистов понять можно: мотивы для херема лежат на поверхности: iPhone 5C хоть и цветной, но совсем не торт (мол, для Китая это жутко дорого), iPhone 5S хоть и с дактилоскопическим сенсором (никому не нужным: спросите у «Моторолы» про её провальный Atrix) да с 64-битным процессором, в остальном (включая главное — внешний вид) скучен до невозможности, а переговоры с China Mobile, на которые Apple возлагала такие надежды, зашли в тупик.
Когда к хору американских аналистов ИТ-рынка присоединился хоть и тоненький, но оттого не менее противный визг отечественных знаточистов о том, что Apple-де кончилась и теперь ей смогут выкручивать руки все кому не лень, начиная от «Евросети» и заканчивая МТС/»Билайном»/МегаФоном» (с помощью Роспотребнадзора и антимонопольных исков к «Связному»), признаюсь честно: я начал серьёзно нервничать.
На бирже много полезных «золотых правил», однако ни одно из них не работает с такой высокой точностью попаданий, как бессмертная аксиома, сформулированная трейдерами Salomon Brothers: «Внимательно посмотри вокруг, и если ты не увидишь идиотов на торговой площадке, значит, этот идиот — ты сам».
И тут как назло добавилось ещё одно событие, которое заставило меня сначала серьёзно задуматься, а затем и основательно пересмотреть собственную оценку ситуации: мой любимый биржевой негодяй, рейдерская пиранья Карл Икан, воспользовался обвалом акций Apple и прикупил к и без того гигантской открытой позиции (на полтора миллиарда долларов) еще N-ное их количество. Учитывая то обстоятельство, что рейдер накануне закрыл свой не менее гигантский портфель по бумагам Dell (констатировав тем самым поражение в борьбе против Майкла Делла, уводящего своё детище с биржи, хотя и не преминув слегка подзаработать: покупал Икан по $13,25, а продавал уже по $13,85 — вполне терпимо, если размер позиции превышает 3 с половиной миллиарда), можно только догадываться о масштабах дополнительных покупок бумаг Apple, сделанных рейдером.
Свои действия Карл Икан, по традиции, обосновал в «Твиттере» как «no-brainer». В том смысле, что даже дураку понятно: акции Apple после обвала сильно недооценены, поэтому их нужно покупать. Вот я и задумался: что же такое знает рейдер, что неведомо американским аналистам, не говоря уж об их российских коллегах?
За 19 лет, проведённых на бирже, этот урок я усвоил лучше остальных: самое страшное — недооценить соперника. Поскольку соперником всегда выступает сам рынок, приходится постоянно вырабатывать в себе смирение и давить на корню гордыню. Ну не может быть всё так просто! Не могут совершать люди уровня Тима Кука и Карла Икана такие детские ошибки! Непременно должно быть что-то, что ускользает от всеобщего внимания и, как следствие, приводит к совершенно ошибочным выводам.
Над этим вопросом я промучился сегодня целый день, складывая пазл из фактов корпоративной активности Apple. Что-то удалось нащупать, поэтому очень хотелось бы поделиться своими соображениями с читателями. Цена вопроса реально высокая, поскольку если подтвердятся мои догадки, то последствия окажутся далеко идущими, особенно с учётом диапазона, в котором флуктуирует AAPL (от $400 до $700).
Исходным пунктом моей оценки Apple, которой я твёрдо придерживаюсь с лета прошлого года, выступает (если, конечно, отбросить театральные причитания о «кончине из-за отсутствия WOW-фактора») представление о невозможности компании удержать рынок в мире за пределами схемы продаж, субсидированных мобильными операторами.
Возьмем, к примеру, только что заявленную стоимость iPhone 5C для рынка США:
Все американские операторы мобильной связи предлагают новый смартфон Apple за $99 (модель с 16 Гб) и $199 (32 Гб). В обмен за столь щедрое предложение покупатель подписывает двухлетний контракт на обслуживание с обязательным тарифным планом на интернет-трафик.
Альтернативный вариант продаж — iPhone без всякой привязки к мобильному оператору (unlocked и contract-free); при этом стоимость 16-гигабайтной модели составляет уже $549, а 32-гигабайтной — $649.
Так было у Apple всегда, и так же всегда я исходил из аксиомы, что субсидированные продажи являются привилегией США и Западной Европы, а в странах Третьего мира их нет и у них нет шанса прижиться.
Вот и сегодня аналитики берут цену младшей модели ($549), сравнивают со средней стоимостью смартфона старшего уровня в Китае ($350–370), сравнивают с самым популярным сегментом продаж (до $100) и кривятся: «Фи! В Китае такое не прокатит». А тут ещё и слухи о том, что, мол, China Mobile заартачилась и не хочет работать на условиях Apple, выдвигая какие-то свои, более выгодные.
И тут, на пике сомнений, под руку мне попадаются цифры, которые переворачивают с ног на голову все устоявшиеся стереотипы. Судите сами: средняя стоимость тарифного плана по интернет-трафику у американской «Тройки» — $50 в месяц. А раз так, то и в самом деле выходит no-brainer: $50 × 24 месяца = $1 200. Для того чтобы подсадить клиента на двухлетнюю иглу, от опсоса требуется профинансировать всего лишь $549 — $99 = $450!
Вы меня простите, но это почти три конца! За два года! Это какой же банк может похвастаться подобной доходностью своих операций?! Это каким нужно быть идиотом, чтобы отказаться от такой сделки?!
При столь сладкой начинке пирога отказаться от схемы субсидированных продаж мобильный оператор может только по двум причинам: либо у него нет денег, чтобы выкупить крупные партии смартфонов у Apple ещё до начала продаж, либо… Apple не предоставляет тем или иным опсосам возможности использовать субсидированную схему.
Вполне допускаю, что до недавнего времени оба этих фактора обусловливали отсутствие субсидированных продаж в странах третьего мира (от России до Китая с Кампучией). А теперь представьте, что Apple в рамках новой стратегической установки на завоевание рынка для бедных снимает все препоны со своей стороны: жесткое требование закупать огромные партии смартфонов по предоплате, запрет на продажи по субсидированным схемам и бог весь что там ещё существует из того, что мешало реализовывать «Айфоны» в России не за 35 тысяч рублей, а за 3 тысячи!
Представили?! Как вы думаете, куда денутся принципы бедных, но гордых гиков, воздвигнувших в своих головах баррикады из тысячи бронебойных доводов против того, чтобы купить «Айфон» (тысячи, кроме одного единственно верного — дороговизны покупки)? Правильно, исчезнут как пар в первую же секунду, когда на прилавках Москвы и Пекина появятся «Айфоны» за $100!
А почему, собственно говоря, за сто? А почему — не вообще бесплатно?! При столь колоссальной рентабельности сделки с субсидированной продажей мобильному оператору вообще не сложно раздавать смартфоны бесплатно! За 0 рублей 0 копеек.
Думаете — утопия? А вот мне чутьё подсказывает: именно такой дьявольский план созрел у Apple. План, в который Карл Икан (не один он, разумеется) давно посвящён.
А если так, то покупать сегодня AAPL по цене $466, когда перспектива — $700 минимум, — это и в самом деле no-brainer!