Осенью 2013 года мы можем наблюдать очень интересное явление на рынке информационных технологий. Дело в том, что сектор планшетов в нашей стране и в мире ведёт себя очень по-разному. У нас он растёт, а в целом — снижается. Давайте же посмотрим на эти процессы и попытаемся понять их причины и извлечь из них практическую пользу.
Итак, сначала Россия. С её растущим планшетным рынком. Продажи в первом полугодии исследовал отечественный сотовый ритейлер «Связной». И результаты получились весьма оптимистичными. Согласно «Связному», «в штучном выражении рост продаж в России в первом полугодии составил 215% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в России в этот период было продано порядка 2,5 млн планшетных компьютеров, при этом доля планшетов в продажах мобильных компьютеров в первом полугодии превысила 40%». Отметим: рост этот происходил на фоне очень удачных продаж 2012 года, когда он составил 288%. Так что по итогам первого полугодия мы можем заметить, что хотя рынок и рос, но темпы этого роста снизились. Производные оказались разнонаправленными: первая — положительная, а вторая — отрицательная. Запомним этот факт: он пригодится нам ниже.
А вот у конкурента «Связного» оценки получились более оптимистичными: «По оценке “Евросети”, за первое полугодие 2013 года на рынке было продано 2,6 млн планшетов, что на 239% выше аналогичного показателя 2012 года». Как видим, расхождение в оценках не превышает 5%, что, учитывая размеры нашей страны, неизбежное запаздывание статистических материалов и пресс-релизов производителей и поставщиков, следует считать вполне приличным совпадением.
Именно «Евросеть» (работая с аналитическим агентством, название которого не приводится) подвела итоги продаж планшетов за минувшее лето. И итоги эти оказались столь интересными, что о них сообщают и новостные агентства, и общественно-политические газеты: такова нынче роль рынка информационных технологий для жизни всей страны. Дело в том, что за июнь, июль и август — когда жизнь, казалось бы, замирает, а деньги тратятся на путёвки, купальники и солнечные очки — рынок планшетов увеличился на 155% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В нашей стране за летние месяцы было продано один миллион восемьсот тысяч штук планшетов. То есть рост продолжается — и в натуральном исчислении весьма немалый. Суммируя данные «Евросети», мы можем оценить, что за период январь–август было продано приблизительно 3,8 млн планшетов, а всего в стране их где-то 4,7 млн штук (сколько из них разбито детьми, а сколько утоплено дамами в ванне, статистика знать не может). На конец года их продажи, наверное, заметно превысят пять миллионов. То есть парк устройств на руках окажется солидный, и — обратим внимание — весьма свежий, большинство моложе даже не года и даже не восьми месяцев… А вот вторая производная летом, как мы видим, продолжала падение: темпы роста — по методике той же «Евросети» — снизились с 239%, считая по первому полугодию, до 155%. Запомним и этот факт…
Ну а теперь перейдём к окружающему миру. Продажи планшетов там падают, пик их уже пройден. Об этой ситуации мы рассказывали полтора месяца назад. Но вот теперь аналитики из агентства Digitimes Research дополняют пессимистическую картинку новыми штрихами. Оказывается, весьма серьёзное падение наблюдается не только у планшетов от больших производителей, но даже и у поставщиков white-box-устройств. Тех, что поставляются безымянными — для последующей маркировки у сегментных или локальных производителей. (Помните, может быть, персональные компьютеры — десктопами их тогда еще не звали, ибо лэптопы были редкостью — популярнейшей в России начала девяностых марки No name…) Так вот, по оценкам Digitimes Research, во втором квартале 2013 года было продано только 15,9 млн таких безымянных устройств, что означало падение на 26,3% по сравнению с предыдущим периодом… То есть по миру идут процессы падения продаж планшетов в натуральном выражении — включая самые дешёвые из этих устройств.
Возможно, тем из читателей, кто склонен посмотреть, сколько же на самом деле стоит начинка его устройства, будет интересно узнать, что одноядерные «планшетные» процессоры предлагаются ныне китайскими производителями по цене менее чем $5 за кристалл, а семидюймовая жидкокристаллическая панель начального уровня обойдётся в третьем квартале этого года в $10–11. Так что при некотором навыке (и, естественно, учитывая розничную наценку) любители попаять могут найти в пространствах интернета такие комплектующие по сопоставимым ценам (плюс более или менее удачную доставку). Ну и приведённые цены комплектующих объясняют тот факт, что в России ныне доступно довольно много моделей планшетов начального уровня по цене в районе трёх тысяч рублей (и несколько ниже $100). И устройства эти могут оказаться вполне ремонтопригодными: цены запчастей мы озвучили, а мастерскую с приемлемыми ценами поблизости вы и сами можете знать…
Ну а почему мы так подробно говорим о ремонтопригодности, да ещё и на примере устройств недорогого сегмента? Да потому, что оба конкурента — и «Евросеть», и «Связной» — отмечают тот факт, что рост продаж планшетов в России сейчас идёт за счёт провинции: первоначальное насыщение столичных городов уже прошло, и этот факт может оказаться весьма важным. Ведь почему десктоп завоевал мир? Потому что он, даже (а точнее, особенно) в обличье white-box, машинки No name, был открытой системой, ремонтируемой и модернизируемой путём замены доступных на рынке стандартизованных узлов. Планшет, конечно, особо не помодернизируешь, но починить его во многих случаях будет возможно — а это сделает его более привлекательным для наших соотечественников с невысоким уровнем доходов.
На диаграмме выше мы видим структуру отечественного рынка планшетов по типам операционных систем. Эта информация может тоже многим оказаться полезной. Разработчики могут оценить, для какой платформы лучше делать свои приложения, а потребители — в экосистему какого размера они входят, приобретая планшеты себе или сотрудникам. Лидирует, естественно, Android, с весьма сильным отрывом в штуках. Но вот у дорогих устройств растёт доля продукции из Купертино. Так что, создавая программку-помощник в покупках на бюджетном и на люксовом секторах рынка, вы в первом случае можете ограничиться «Андроидом», а ВТО во втором обязательно нужно добавить и iOS…
Ну и, конечно, то, на чём тоже сходятся конкуренты-аналитики, — это замена планшетами других разновидностей мобильных компьютеров — ноутбуков и нетбуков.
Как видим, отечественный рынок мобильных компьютеров показывает заметное снижение: те ниши, которые ранее занимались ноутбуками и нетбуками (во многих семьях бывших первыми и единственными компьютерами), теперь замещаются планшетами. Прежде всего в случаях «потребления» контента: очень удобно лазить по Сети, смотреть фильмы, а детям — читать цветные книжки. Да и для многих взрослых, учитывая столичные цены на недвижимость, принципиально светящийся экран планшета окажется предпочтительней книги на электронной бумаге… Для многих видов бизнеса планшет очень подходит: и в наших краях можно видеть стоматолога, разглядывающего одновременно зубы пациента и снимок челюсти на дисплее. Не говоря уже о торговых представителях, которым удобнее отмечать наличие товара в подопечных магазинах на них, чем на ноутбуках… Да и знакомый писатель заметную часть текстов сочиняет на семидюймовом планшете (новые бумажные книжки его пачками таскают и книгоноши по поездам, и уличные книгопродавцы).
Так вот, для всей этой аудитории может оказаться полезным одно свежее наблюдение заокеанских аналитиков. Дело в том, что согласно свежим данным всё той же Digitimes Research, на американском рынке идёт процесс переформатирования нижнего сегмента планшетного рынка. Вендоры начинают отказываться от семидюймовых моделей в пользу восьмидюймовых. Цена и физические размеры у них почти совпадают с семидюймовыми, а эргономика несколько лучше. Да и пройденный пик продаж планшетов делает их ещё более доступными: так, 8-дюймовая модель Iconia W3 под Windows подешевела в сентябре с $299 до $276 (правда, не у нас). Так что, может быть, тем, кто планирует обзавестись небольшим планшетом, стоит или выбрать восьмидюймовую машинку вместо чуть меньшей или подождать падения цен на семидюймовики, которые будут уходить в стоки…
Так что — резюмируем. Разнонаправленное движение отечественного и мирового рынка планшетов легко объяснимо. Мы просто еще не достигли — в масштабах страны — насыщения рынка этими полезными устройствами. Поэтому у нас хоть и падает вторая производная, но в количественном отношении продолжается рост. И тут мы имеем возможность сэкономить и деньги, и усилия, воспользовавшись чужим опытом, организовать ремонт, выбрать те диагонали, что подольше будут актуальными, подходя и для работы с клавиатурой…