Меня сложно удивить чем-то, связанным с компьютерами и программным обеспечением в последнее время. Не потому, что эпоха революционных открытий миновала, а потому, что хорошо представляю себе возможности технологий и их пределы применительно к существующим реалиям частной и общественной жизни. Во всяком случае так мне казалось до сего дня!
Скажу честно: то, что сегодня утром я прочитал на Market Ticker, полностью поколебало мою уверенность в «тихой гавани ИТ». И дело даже не в сенсационности самой информации, а в процессах, о существовании которых я даже не догадывался. Речь идёт вот о чём.
Все мы знаем, что канадскую компанию Research In Motion не спасло даже переименование в BlackBerry: конкурентная борьба с мобильными платформами iOS и Android оказалась безнадёжно проигранной, поэтому сегодня некогда легендарный распорядитель всех корпоративных коммуникаций ускоренными шагами сворачивает активность, подготавливаясь, видимо, то ли к упорядоченному банкротству, то ли к самопродаже.
В рамках глобальной капитуляции BlackBerry подготовила перенос функционала своей экосистемы на вражеские платформы — iOS и Android. Работа велась планово и заблаговременно. Так, скажем, о портировании BlackBerry Messenger (BBM), популярнейшего в корпоративной среде аналога защищенной системы для обмена короткими сообщениями с возможностями группового чата, было заявлено ещё минувшей весной.
Изначально планировалось, что релизы приложений для работы с BBM будут доступны уже летом, однако затем запуск перенесли на осень. И вот долгожданный миг наступил: 21 сентября должно было появиться приложение BBM в Google Play Market для устройств на «Андроиде», а 22 сентября — в iTunes Store для устройств iOS.
Дальше произошло непредвиденное. Приложение для iOS вышло, однако уже через несколько минут было отозвано из магазина (хотя некоторые пользователи в Новой Зеландии и успели его загрузить) из-за того, что в нём были обнаружены какие-то системные ошибки.
Приложение же для Android было загружено более 1 миллиона 100 тысяч раз за 8 часов… предшествовавших официальному моменту запуска! По этому поводу BlackBerry сделала странное заявление: «Ещё до запуска BBM for Android невыпущенная версия (unreleased version) BBM for Android появилась в магазине. Интерес и энтузиазм, который мы наблюдали, — более 1,1 млн активных пользователей в первые 8 часов до запуска официального приложения для Андроид, — поражает воображение. В дальнейшем эта невыпущенная версия вызвала затруднения, с которыми мы пытались справиться на протяжении всего дня».
Скажу прямо: никогда ещё мне не доводилось читать столь странных (если не сказать более) пресс-релизов. Мало того что из текста совершенно невозможно понять подлинный смысл случившегося, так ещё и радость по поводу бешеной популярности BBM обретает прямо-таки криминальное звучание после того, как только мы узнаем подробности из сторонних источников.
Подробности эти опубликовал Карл Деннингер на помянутом портале Market Ticker. У самой этой публикации, кстати, тоже очень странная биография: сначала она попала в выборку Zite (где я её и обнаружил), однако через час после появления… исчезла. И больше не обнаруживалась даже в результате прямого поиска. Видимо, сенсационность и непривычность информации, которую сообщил Деннингер, превысили терпимую меру нарушений общественного спокойствия.
В субботу происходило следующее. Еще до появления в Google Play Market официальных приложений для поддержки BBM от BlackBerry в магазине обнаружились десятки фейков.
Судя по тому, что под некоторыми из них свежие комментарии исчислялись тысячами (7 000 — у рекордсмена по загрузкам), можно только догадываться, сколько людей загрузили эти подделки. BlackBerry, похоже, устроила Google страшный скандал, потому что все подделки исчезли в субботу после полудня. Затем неожиданно два фейка появились в Google Play Market вновь — и снова были уничтожены ближе к вечеру. В воскресенье утром они вернулись опять…
За внешне невинной игрой в кошки-мышки с разработчиками скрывается, по мнению Карла Деннингера, форменная катастрофа. Дело в том, что речь идёт не о каких-то безобидных игрушках-стрелялках и пыхтелках. Речь идет о приложениях, претендующих на получение доступа к святая святых корпоративных коммуникаций — BBM.
Приложения в среде «Андроид» перед установкой получают разрешение для доступа практически ко всем ключевым функциям: определению местоположения, списку контактов, календарю, сотовой и wi-fi-сети, а также ко всей памяти (для того чтобы приложение BBM могло получать и отправлять файлы с изображениями и мультимедиа для чатов).
Что всё это означает? Только то, что десятки и сотни тысяч пользователей корпоративных коммуникационных сервисов BlackBerry, которые уже скачали непонятно какие версии мессенджера BBM, открыли доступ к своим конфиденциальным данным (а главное — настройкам в системах BlackBerry!)… непонятно кому!
Карл Деннингер высказывает предположение, что десятки фейков, запущенных в магазин Google в субботу, были напичканы троянами, которые в минувшую субботу провернули одну из самых удачных подрывных операций в истории! Масштаб этой диверсии может оказаться таким, что будет дискредитирована вся система корпоративных услуг BlackBerry, — обстоятельство, ставящее крест на надеждах как на упорядоченное банкротство, так и на любую продажу компании.
Факт того, что речь, скорее всего, идёт не о спланированной диверсии, направленной на получение доступа к конфиденциальной информации десятков тысяч подписанных на услуги BlackBerry сотрудников корпораций, а об очередной атаке троллей, озабоченных заработком на распространении рекламных материалов (баннеров и прочей ереси, вмонтированной в фальшивые мессенджеры BBM) и решивших банально нажиться на популярности сервиса, — факт этот ровным счётом ничего не меняет в оценке события.
Во-первых, потому что нет никаких гарантий в том, что утечек конфиденциальной информации из андрофонов пользователей коммуникационных сервисов BlackBerry не случилось. Во-вторых — и это главное! — мир во всей красе увидел реальные возможности Google по контролю собственного магазина приложений для Android. Возможности эти таковы, что их… просто нет!
Иными словами, Google Play Market — это идеальная среда для распространения любой заразы и проведения любой диверсии, потому что все уверения Google в надёжности проводимого им так называемого automated screening — это чушь несусветная. Наблюдая за тем, как появлялись в магазине, вручную вычищались, а затем возникали вновь программы, обладающие потенциалом водородной бомбы по части уничтожения конфиденциальности частных и корпоративных пользователей, можно сделать только один вывод: экосистема Android в том виде, как она существует сегодня, не имеет ни малейшего шанса на замещение экосистемы уходящего BlackBerry.
Какой вывод я лично сделал из всего сказанного? В общем-то, предсказуемый: Apple заберет себе весь корпоративный рынок после ухода со сцены BlackBerry. А Google вместе с производителями андрофонов окажутся в полном пролёте. Потому что идеалы анархии и беспредел, творимый в Google Play Market, может быть, и трафят бакунианскому настрою частных гиков (в том числе и вашему покорному слуге), однако несовместимы с корпоративными стандартами для коммуникаций.
Совсем другое дело — iTunes Store с его жесткой системой фильтрации и отбора приложений, тоталитарным многоуровневым контролем и прочими прелестями, уберегающими пользователей от неприятных неожиданностей.
P. S. И ещё одно: прав Карл Деннингер, когда утверждает, что дни корпоративной политики BYOD («принеси свой собственный девайс») после субботней истории сочтены.