Век назад индустриальный мир был поделён между цветами и флагами империй. С различными хроматическими вариациями — южноафриканскими, канадскими, индийскими да австралийскими — доминировал британский Юнион Джек. Евразийское пространство Heartland’а занимала империя Российская. Империя Третьей Французской республики и колониальные реликты Первой Португальской республики. Обречённые на скорое исчезновение Австро-Венгерская, Германская и Османская империи… И — являющиеся сутью дела — экономические границы, делящие мир на рынки сбыта.
Ну а теперь мир информационный точно так же поделён на границы империй. Только информационных, сетевых, роль которых исполняют поисковые системы и социальные сети. Важность границ между ними для глобальной и национальных экономик не уступает важности таможенных границ вековой давности. Вот итоговый материал исследований Стефано де Саббаты (Stefano de Sabbata) и Марка Грэхэма (Mark Graham) из Оксфорда (Oxford Internet Institute ), озаглавленный «Age of Internet Empires». Это карта, на которую по состоянию на лето 2013 года нанесена статистика наиболее частых посещений сайтов в тех или иных странах, полученная от известного сетевого измерителя Alexa. Как мы видим ниже — доминирует Google, имеющая и максимум пользователей, причём живущих в наиболее состоятельных странах Европы и Северной Америки. На втором месте по территориальному охвату — Facebook, но по числу пользователей она уступает доминирующей на пространствах Поднебесной Baidu. (Интересное наблюдение — национальный китаец преобладает и на очень важном рынке Южной Кореи!) На постсоветском пространстве Казахстан любит Mail.Ru, а братская Белоруссия — «ВКонтакте». А на родных просторах первое место занимает Яndex.
Запущенный в 1997 году поисковый сервис Yandex.ru к нынешнему дню стал четвёртым из поисковиков мира. В декабре прошлого года он обрабатывал 4,84 миллиарда поисковых запросов, или 2,5% от их всемирного объёма. Учитывая, что население нашей страны составляет 2% от мирового, можно сказать, что «Яндекс» предоставляет нашим соотечественникам поисковых услуг в количестве большем, чем среднемировой уровень! Зарубежные обозреватели говорят о «Яндексе» как о «Russia’s answer to Google». И «русский ответ» был не только в аудитории, но и в финансовой успешности. Когда национальный поисковик провёл в мае 2011 года начальное размещение акций, то денег это принесло больше, чем любой интернет-компании со времени IPO Google в 2004 году, — $1,3 млрд против $1,67 млрд у янки…
В мае 2012 года ежедневная аудитория «Яндекса» обогнала Первый канал — 19,1 млн посещений против 18,2 млн зрителей. По результатам того же 2012-го фактически сравнялись рекламные доходы — 28,1 млрд рублей у поисковика против 28,2 млрд у телевизионщиков… Так что, рассуждая о «Яндексе», мы должны понимать, что говорим не просто об ИТ-компании, а о виднейшем игроке отечественного экономического пространства.
И вот теперь «Яндекс» обнародовал намерение сделать очередной и очень важный шаг. Объявлено о начале тестирования новой программной платформы «Атом». Она позволяет в реальном масштабе времени изменять содержимое сайтов, показывая каждому посетителю именно ту его версию, которая будет интересна ему и выгодна рекламодателю. Ну, примерно как провайдеры кабельного телевидения предлагают выбрать желаемое из списка каналов (в реальности сформировать пакет из пары деловых и полудюжины новостных каналов в HD-качестве они не могут, и приходится иметь их под две сотни, обозревая длиннющий список в момент смены частотной сетки). Так и тут — веб-мастерам, которые захотят присоединиться к программе тестирования, предстоит поделить контент сайта по темам, промаркировать его — а поисковик будет формировать представляемую пользователю индивидуальную версию сайта. Естественно, используя при этом те данные о его интересах и предыдущем поведении в киберпространстве «Яндекса» (практически на 60% совпадающем с информационным пространством Рунета), которые содержатся в базах данных поисковика.
Звучит очень просто… Но — фантастически сложно в реализации. Необходимо обрабатывать большие объёмы данных в реальном объёме времени. Именно это позволяют сделать технологии cloud computing. В качестве облачной платформы «Яндекс» выбрал Cocaine, известную PaaS-систему (Platform-as-a-Service) с открытым исходным кодом. Здесь можно посмотреть слайды с её презентации в этом качестве. Настройка поисковика под задачу кастомизации сайтов также чрезвычайно сложна и требует машинного обучения; тут используется опробованный на протяжении нескольких лет «Матрикснет«. Интересующиеся техническим аспектом легко найдут дополнительную информацию и свяжутся со специалистами фирмы для возможного тестирования. Ну а мы поговорим о более общих проблемах.
Ну, прежде всего скажем, что о новой технологии «Яндекса» уже сообщили отечественные общественно-политические издания — и «Коммерсантъ», и «Ведомости»… И это как раз абсолютно понятно: речь идёт о новых возможностях крупнейшего игрока национального рекламного рынка, а суть постиндустриальной экономики и состоит в создании новых потребностей и продвижении их, в значительной степени с помощью рекламы. И про рекламный потенциал «Атома» двух мнений быть не может. Он явно эффективен и полезен потребителю в большинстве случаев. Скажем, вот простейший — привязка рекламы к месту. Ищешь элементарную вещь вроде батарейки для часов. И нет никакого смысла в том, что поисковик выдаст самый дешёвый вариант, находящийся даже не у МКАДа (где цены в стране минимальны), а на другом конце полумиллионника, поездка к которому может обернуться часом стояния в пробке… Нужен магазин рядом, с хорошим подъездом, или вообще мимо которого проходишь. И хорошо, когда такая локализация делается автоматически, экономя время. Мелочи — но жизнь и состоит по большей части из мелочей…
В привлекательности «Атома» для интернет-бизнеса не сомневается и вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян, заявивший на страницах «Ведомостей»: «Обычных пользователей новая платформа не обрадует — им не понравится ни то, что за их поведением в интернете следят, ни то, что веб-мастера станут предлагать скидки менее платежеспособным посетителям сайтов». Вряд ли следует оглашаться с этим мнением. Давайте вспомним, что аудитория «Яндекса» превышает аудиторию Первого канала. Счесть, что тридцать миллионов человек в нашей стране или хотя бы сколько-нибудь заметная часть их озабочены возможной слежкой за ними в Сети, было бы уж очень сильным преувеличением… Поставьте простейший эксперимент — опросите знакомых, пользующихся интернетом: сколько из них знает про TOR и сколько пользуется луковичным браузером? Полученная в результате величина явно будет относиться к высшим порядкам малости…
Так что заметного рекламодателям оттока аудитории из-за таких проблем ждать не придётся. Ну а что насчёт любимого вопроса конспирологов — не будет ли новая технология использована для манипуляций общественным мнением? Ведь «Яндекс» превратился ещё и во влиятельное интернет-СМИ. И тут такая возможность формировать повестку именно под вкусы читателя, влияя на его настроения… Ну, это рассматривать всерьёз вообще не стоит. «Атом» даже в пределе будет всего лишь очень умелым макетировщиком, говоря терминами бумажной прессы. Он соберёт каждому постоянному посетителю страницу, наиболее удобную для него. Из тех материалов, которые предназначены в этот выпуск издания. И — всё!
Повторим: делать это в реальном времени фантастически сложно («Яндекс» не зря гордится тем, что лишь пяток фирм в мире умеет это). Но ждать от технологии некоей магии — а особенно чёрной — было бы опрометчиво. Это лишь инструмент. Способный повысить информационную проводимость Сети за счёт того, что к потребителю (ограниченному временем) на глаза будет попадать именно та информация, которая ему интересна. Читать её или нет — его выбор. И, накапливаясь в системах машинного обучения, она будет подстраивать «Атом» под его вкусы…
Ещё важней — способность новой платформы помочь оптимизации пути товаров и услуг от потребителя к производителю. И ещё важней — что такая прорывная технология предлагается отечественной фирмой, занимающей достойное место в мире информационных технологий.