В конце сентября 2013 года консалтинговая фирма The Boston Consulting Group (BCG) представила рейтинг пятидесяти самых инновационных компаний в мире. Понятно, что гиганты ИТ-мира — начиная с открывающей список Apple — занимают своё, подобающее информационной эре место. Но вот что отметила сама BCG: три места из первых десяти, девять мест из головных двадцати и четырнадцать — во всём списке занято производителями автомобилей. Отрасль, бывшая символом зрелой индустриальной эпохи и источником новинок столетней давности, опять возвращается на передовые позиции. Давайте попытаемся понять, почему так происходит.
Для этого обратимся ещё к одному обзору. Не менее авторитетная консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers составила его пару лет назад и посвятила росту производства автомобилей в 2018 году. Согласно ему, производство легковых автомобилей в мире вырастет с 79 млн машин в 2012 году до 106 млн в 2018-м. И прирост в основном пойдёт на развивающихся рынках. В 2011–2018 годах вклад Китая и Индии в мировой рост производства составит 41% и 13% соответственно. Бразилия в указанный период обеспечит 7,6% роста мирового автопрома, Россия — 5,1%.
Но вот если мы посмотрим на то, как те же аналитики PricewaterhouseCoopers оценивают долю фирм-производителей в этом глобальном приросте, то увидим, что сегодняшние гиганты — слегка разбавленные китайскими и индийскими Chang’an, Chery, Geely, Tata — свои позиции сохраняют. Их доля в общем глобальном росте составит 83,1%. Несмотря на то что возможности роста рынка развитых стран (иначе говоря, первого мира) давно исчерпаны, а стоимость рабочей силы в этих странах весьма высока — и ниже, учитывая демографическую ситуацию в Европе, вряд ли станет… Но отметим: первое место и в 2018 году прогнозируется за Toyota, нынешним крупнейшим производителей автомобилей в мире. В 2013-м японцы планируют продать 8,95 млн машин.
То есть Япония, страна с очень старым населением, с очень высоким уровнем доходов, завоевала лидерство в производстве автомобилей и намерена сохранять его. Как это может быть достигнуто? Давайте вспомним, что фирма Toyota начинала как производитель автоматических ткацких станков. Ткацкие станки — символ индустриальной эпохи — автоматизировались ещё в изобильной рабочими руками вчерашних крестьян Японии тридцатых годов. Уже тогда было выгодно положиться не на рабочего, а на автоматику — естественно, ещё механическую. Ну а сейчас даже на заводах в Китае автопроизводители широко внедряют робототехнику.
Безусловно, методы оптимизация производства индустриальной эпохи сохраняют свою значимость и в XXI веке. Главный из них — стандартизация и унификация. PricewaterhouseCoopers говорит о сокращении числа платформ, используемых мировым автопромом: с 334 в 1993 году до 296 в 2018-м. При этом число моделей, предлагаемых потребителю, увеличится в полтора раза, с 815 в 1993 году до 1216 в 2018-м. Не правда ли, похоже на ситуацию в ИТ, где крайне предельно число платформ, аппаратных и программных, обеспечивает всё разнообразие? Тем не менее условием существования нынешних гигантов автомобильной промышленности, conditio sine qua non, является их постоянная инновационность, производящая к повышению производительности труда.
И это условие они, естественно, выполняют. Смотрим в список The Boston Consulting Group. Кто стоит в нём выше всех из автомобильных компаний? Так Toyota — пятое место, и рост на шесть позиций по сравнению с 2012 годом. Всё абсолютно честно: лидер по объёмам производства тот, кто больше внедряет новинок. Главная роль всё же за инженерами и изобретателями — а не за эффективными менеджерами, не за гениями продаж, и даже не за дешёвой рабочей силой! И этой стратегии лидеры автопрома придерживаются в своей всемирной экспансии. Вот Исламская Республика Иран, страна, которую мировые СМИ рисуют только в чёрных тонах. Но многие ли знают, что 10% её ВНП — второе место после нефтегазовой отрасли — создаётся автопромом? И в нём очень интенсивно трудятся роботы…
Ну а теперь спустимся в списке The Boston Consulting Group ниже. Вторым по инновационности из автопрома идёт в нём Ford. Восьмое место, и рост на четыре позиции. Фирма, всемирный успех которой начался со скромного Ford T и с конвейерного производства. Третий производитель автомобилей на рынке США и второй в Европе. Естественно, с производством у традиционного производителя добротных бюджетных машин всё обстоит хорошо. Но ведь аналитики BCG в своём рейтинге учитывают не только производительность труда в компании, но ещё и такой параметр, как ориентация на потребителя. Focusing on the Customer… Так, даже бюджетный Focus приобрёл тут фантастические возможности.
Речь тут идёт об автоматической парковке. Приспособления для этого не новы: всякие там парктроники сохранили немало семейных бюджетов и предотвратили немало супружеских и соседских скандалов. У Ford для этой цели была система Active Park Assist, умевшая сама крутить баранку, вписываясь в свободное место. (Поразительно много людей этого не умеют…) Но теперь речь идёт о парковке абсолютно полноценной. Вообще не требующей наличия водителя в салоне. Система Fully Assisted Parking Aid позволит автомобилю от Ford, двигаясь со скоростью до 30 вёрст в час, самостоятельно отыскивать с помощью ультразвуковых локаторов свободное место и заезжать на него. Водитель может во время этой процедуры выйти и наблюдать за ней со стороны. (Так и представляются стаи машин, в автоматическом режиме слоняющиеся вдоль улиц в поиске места для парковки…)
Ну а система Obstacle Avoidance убережёт от столкновения с пешеходом или препятствием: в ней в качестве датчиков, кроме вышеупомянутых сонаров, задействованы три локатора и всесуточная камера. Примерно как у эсминца конца Второй мировой… Ну а вычислительные возможности, задействованные в автоматических эволюциях автомобиля, несопоставимо превосходят имеющиеся у боевых самолётов недавнего прошлого. (В списке инновационных фирм из аэрокосмических лишь Boeing, да и то — на скромном 32-м месте.) Эти системы ещё относятся к перспективным — но на серийных машинах они явно появятся до 2018 года. И их внедрение не прихоть разработчиков, а необходимость. Без них автомобилю — как бы он ни был хорош — уже не получить массового спроса.
Именно такой стратегии придерживается и игрок №1 европейского авторынка Volkswagen AG. У него четырнадцатое место в списке, но он вырос с прошлого года на 31 позицию. Тут и инновации технологические (вроде новых сортов стали), и новые системы, предоставляющие помощь водителю. Скажем, на Volkswagen Passat CC имеется ряд систем, таких как Front Assist, выдерживающий дистанцию до идущего впереди автомобиля; Lane Assist, удерживающая машину в полосе движения; Rear Assist, с замаскированной в эмблеме VW на багажнике широкоугольной камерой заднего вида… Ну а о компьютерно-сетевых новинках от BMW и Daimler мы рассказывали ранее («BMW между интернетами людей и вещей«, «Особый путь Daimler AG к внедрению в свои машины искусственного интеллекта«).
Так что попробуем подвести итог. Даже отрасли и фирмы, пришедшие к нам из индустриального мира, ныне могут выжить только путем непрерывного внедрения самых высокотехнологичных, преимущественно компьютерных инноваций. Технологическая новизна необходима для самого существования производств, и без неё невозможно обеспечить ни производительность труда, ни привлекательность товара для потребителя. Ведь конкурентных преимуществ по большому счёту только два — дешевизна и новизна, и их обеспечивает хайтек…