Как T-Mobile US отменила международный роуминг и почему нам рано о подобном даже мечтать

Мобильной связи присущ один огромный недостаток, дискредитирующий саму идею мобильности, — роуминг. Чтобы вкусить роуминговых «прелестей», нет необходимости перелетать через океан и даже пересекать государственную границу. В большинстве регионов нашей необъятной родины среднестатистическому абоненту достаточно отъехать за сотню километров от дома — и уже получить чудовищный скачок цен. Исходящие звонки начинают стоить под десять рублей за минуту, СМС оцениваются в десятки рублей, платными становятся входящие вызовы, а про мобильный интернет лучше вовсе забыть: фиксированных цен на него нет даже у тех операторов, кто обещает таковые, а по факту разброс в тарификации мобильного трафика оказывается чудовищным, цены там и сям отличаются порой на два порядка.

Увы, проблема эта знакома и европейцам, и американцам. У которых, может быть, и нет такой жуткой штуки, как внутрисетевой роуминг, зато наличествует роуминг международный — и есть совершенно такие же, как у нас, страшные истории про то, как недельный отпуск с включенным по неосторожности телефоном оборачивался счётом с четырьмя нулями по возвращении домой. И точно те же советы отправляющимся за границу: либо оформляйте местную сим-карту, либо отключайте сотовую передачу данных (что и делает почти каждый второй гражданин США) и звоните через Wi-Fi, а лучше всего вообще — оставьте телефон дома!

Необходимость космических цен операторы объясняют разными причинами, но на моей памяти убедительных разъяснений не дал никто. Всё то же самое — что на Западе, что у нас: дороговизна аренды чужого оборудования, повышенная нагрузка на своё и т. п. Вам это тоже всегда казалось чушью? Что ж, считайте, что теперь наши подозрения подтверждены официально. Американский оператор T-Mobile US (одна из многочисленных одноимённых «дочек» Deutsche Telekom) на днях решился на поступок беспрецедентны — объявил о практически дармовом (!) международном (!!) роуминге.

141013-1

В минувшую среду компания устами своего CEO Джона Легера и маркетингового директора Майка Зиверта фактически признала, что международный роуминг есть узаконенный способ грабежа абонентов. Нет, слово «грабёж» не было произнесено, но когда высшие чины четвёртого по величине мобильного оператора Соединённых Штатов употребляют термин «раздутая маржа», вы знаете, что речь именно о грабительских поборах. По словам Легера и его коллег, даже в цивилизованных и развитых США с абонента на роуминге оператор может запросто иметь девяносто с лишним процентов чистой прибыли. Так вот: с конца октября каждый абонент T-Mobile US, отправляющийся за пределы отечества, подключив тариф Simple Choice (букв. «простой выбор»), сможет более не задумываться о том, сколько и с кем он говорит, сколько отправляет СМС, как много потребляет трафика.

Согласно условиям тарифного плана, уплатив фиксированные 50 долларов в месяц и пребывая в одной из 115 стран, от Великобритании до Китая (и в том числе в России, что лишний раз подтверждает: и у нас операторы и техника те же самые, что и везде), абонент сможет совершать исходящие звонки по 20 центов за минуту (шесть рублей в переводе на наши деньги), отправлять любое количество бесплатных СМС (которые — отдельная головная боль) и пользоваться безлимитным доступом в интернет. Таким образом, клиентам T-Mobile US, выезжающим за границу, теперь нужно заботиться не о тарифах и деньгах, а о том, сможет ли их телефон работать на новом месте.

Не бесплатно? Фактически нет. Однако в сравнении с ценами конкурентов это просто небо и земля. По словам Легера, с которыми в целом никто не спорит, там, где абонент AT&T, имевший несчастье отправиться на другую сторону Атлантики с включенным телефоном, влёгкую потратит полторы тысячи баксов (а для этого надо всего лишь пользоваться мобильником так, как средний американец пользуется им дома), абонент T-Mobile US не истратит даже десятки! И, конечно, первый вопрос, который вертится на языке, когда слышишь Легера, это: как, чёрт возьми, им это удалось?

«Лицом» T-Mobile US долгое время была канадская модель Карли Фолкс (на фото), а теперь её сменит Шакира.
«Лицом» T-Mobile US долгое время была канадская модель Карли Фолкс (на фото), а теперь её сменит Шакира.

Что ж, во-первых, скорость передачи данных по роуминговой интернет-безлимитке невысока, после 500 мегабайт её ограничивают уровнем «2G» (что, впрочем, из России кажется достойным — ведь это гарантированные 128 килобит в секунду: можно слушать музыку, говорить по интернет-телефону, а уж с веб-сёрфингом и вовсе никаких проблем). Её можно поднять, но это уже отдельные деньги. Что хуже — и это во-вторых — «роуминговым интернетом» нельзя пользоваться для тетеринга, то есть не разрешается использовать телефон в качестве модема. В-третьих, даже в таком виде «бесплатный международный роуминг» для T-Mobile US убыточен: новый тариф покрыть расходы не в состоянии. Однако в суммарных поступлениях компании международный роуминг составляет в лучшем случае единицы процентов. Которыми можно пожертвовать ради создания прогрессивного имиджа.

T-Mobile US привыкла играть агрессивно. Фактически среди американских операторов она самая смелая и постоянно выдумывает что-нибудь новенькое: то сделает возможными звонки через Wi-Fi, то откажется от популярной в Штатах грабительской схемы под названием «телефон по контракту» (клиенты теперь могут уходить из неё, когда им захочется). Большинство её инициатив укладывается в ту же канву: пожертвовать незначительной частью дохода, сделав жизнь некоторой части абонентов легче, и растрезвонить об этом на всю страну. Эффект налицо: небольшой квартальный убыток в последнем отчётном периоде, зато ни к одному другому оператору США абоненты не переходят такими толпами.

Графика: Валерий Барыкин для «МегаФона».
Графика: Валерий Барыкин для «МегаФона».

Последовать примеру T-Mobile US может позволить себе не каждый. Те, у кого доля роуминговых клиентов сравнительно велика (AT&T), едва ли рискнут на них терять. С другой стороны, всё идёт к тому, что само понятие роуминга скоро перестанет существовать. В Евросоюзе, например, ещё в прошлом году законодатели решили избавить мобильных абонентов от того, что называется bill shock — то есть шок от неожиданно большого счёта за телефонные слуги. Пока они только ограничили максимальные размеры взимаемых в роуминге сумм, но с 2016-го планируют сделать внутриевропейское мобильное пространство единым, без государственных границ и, соответственно, роуминговых поборов. Конечно, операторы плачутся: они недополучат более миллиарда евро каждый год. Регуляторы, в свою очередь, рассчитывают, что избавленный от роуминга рынок мобильной связи с лихвой компенсирует недополученное: абоненты станут активней, операторы смогут создать новые рабочие места.

Нам, при наших просторах, сам бог велел опередить и Европу, и США в отмене хотя бы внутрисетевого роуминга (то есть чтобы абонент, оказавшись в другом регионе, но по-прежнему пребывая в сети своего оператора, платил бы по своему домашнему тарифу). Однако идея, которой весь этот год бредили российские СМИ, похоже, так и останется на бумаге. Если я ничего не упустил, расклад такой: есть законопроект, предполагающий отмену внутрисетевого роуминга с марта 2014 года. Однако, поскольку Минкомсвязи его поддержало только частично, закон, если и будет принят, всё-таки разрешит тарифицировать мобильную активность внутри сети, но в разных регионах по различным ценам. Что, вообще говоря, сводит его ценность к нулю. Поправьте, если я упустил что-то важное.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях