Стремление заглянуть в будущее неразрывно связано с сущностью человека. Еще с тех времён, когда африканский примат, наблюдая трапезу крупной кошки, прогнозировал, что после ухода льва с семьёй на послеобеденный сон и ему удастся поживиться высокобелковым продуктом… Ну а по мере того, как гоминиды становились людьми, а в обществе развивалась специализация, выделялись и те, кто сосредотачивался на прогнозах.
Ну, о самых успешных из них мы не узнаем никогда. Они претворяли свои прогнозы не в публичные заявления, а в свои дела. Не говорили о будущем, а творили его. По крайней мере — для себя… (Представим себе, что Вы узнали о неминуемом крахе какой-то валюты. Что выгоднее: рассказать об этом всем, снискав на пару дней славу баюна, — или потратить время на то, чтобы набрать максимальное число кредитов в данной валюте, переведя их в ту монету, что сохранит устойчивость?..)
Но есть и предсказатели профессиональные. Зарабатывающие продажей своих предсказаний на рынке. Они свои прогнозы скрывать не могут в принципе. Причём неважно, являются ли данные прогнозы заказными или тиражными, говоря современной терминологией. Обращаясь к наследию древности, составитель заказного прогноза — это тот, кто вещает его на ухо царю, затевающему войну, или снаряжающему галеры купцу. Соблюдая при этом надлежащую двусмысленность — ну, как дельфийцы, сказавшие лидийскому царю Крезу: «ἢν στρατεύηται ἐπὶ Πέρσας, μεγάλην ἀρχὴν μιν καταλύσειν», «Пойдет войной на Персов и ниспровергнет великое царство»…
Но обратим внимание: даже предсказание сугубо заказное — Геродот перед приведённой цитатой говорит о «достойном вознаграждении» — в конце концов оказалось тиражным, опять таки пользуясь современной терминологией. Да, газет и интернета ещё не было, но и о мудрости оракула, и о невнимательности Креза человечество узнало из книг «Отца Истории» — и будет помнить, пока существует цивилизация… Вот это называется «хороший пиар»!
Ну а штаб-квартира Gartner, Inc. в Стэмфорде (Коннектикут) совсем не похожа на мрачные интерьеры, в которых вещали пифии. Но занимается эта основанная в 1979 году Гидеоном Гартнером исследовательская и консалтинговая компания примерно тем же самым (да ещё и пропагандирует свой магический квадрант). Пытается заглянуть в будущее, причем в будущее самое быстропеременное. В «завтра» мира информационных технологий. От того, кто правит Лидией, Крез или Кир, менялся лишь профиль на монетке. Ну а то, какие технологии окажутся актуальны, изменит жизнь каждого из нас. А это — совсем другое дело… Принесшее Gartner, Inc. в 2012 году выручку в $1,6 млрд.
На проходившем в октябре 2013 года в Орландо (Флорида) симпозиуме Gartner Symposium/ITxpo 2013 провидцы из The Provisions State (прозвище Коннектикута для этого бизнеса в самый раз) обнародовали список из десяти технологий, которые в 2014 году окажутся стратегическими. Ну, прежде всего скажем о том, что же аналитики вкладывают в понятие «стратегическая технология». Это то, что может оказать значительное влияние на предприятие в предстоящие три года.
Причём путями оказания этого самого значительного влияния не обязательно будут одни лишь перемены в информационных технологиях. Ими могут оказаться и большие и быстрые изменения в способах ведения бизнеса. И — необходимость крупных капиталовложений для достижения этого. Или — риск запоздалого внедрения. То есть, как и во времена Геродота, говоря о στρατεύηται, имеем в виду и καταλύσειν — разрушение тех, кто не вписался в перемены…
На первое место Gartner ставит Mobile Device Diversity and Management, разнообразие мобильных устройств, порождающее серьёзные проблемы с их администрированием. С одной стороны — смартфоны и планшеты, мощностью превосходящие компьютеры совсем недавнего прошлого, удваивают и утраивают число работников. Это позволяет реализовать принцип everything everywhere — всё, что угодно, везде, где угодно. Но и это же может превратиться в кошмар для финансовых и информационных служб. Вот в машине слушаешь жизнеутверждающую рекламу ИТ-безопасности, как бухгалтер не закрыл «клиент — банк», уйдя обедать, и сеть магазинов коллапсировала в единственный… А теперь представим себе, что банк ещё и мобильный… С одной стороны — фантастический выигрыш в производительности и в гибкости, а с другой — кропотливая работа по предупреждению угроз!
Дальше идут Mobile Apps and Applications. Естественно, что вышеуказанное разнообразие мобильных устройств вызовет потребность и в приложениях для мобильных устройств, причём самого разного размера (в том числе и для решения задач администрирования). Аналитики обращают особое внимание на повышение производительности JavaScript, что подтолкнёт внедрение HTML5 и сделает браузер основной средой разработки программ.
В этом пункте Gartner даёт как конкретные прогнозы того, что полномасштабные, сложные и универсальные приложения будут вытесняться более простыми и более специализированными (именно на это хочется обратить внимание отечественных разработчиков, в том числе и тех, кто ещё только обдумывает свои стартапы), так и рекомендации расширять интерфейсы за счёт внедрения в них не только обработки видео- и аудиоинформации, но даже и умения оценивать эмоции пользователя!
На третьем месте — The Internet of Everything. «Интернет всего», по версии Gartner, несколько отличается от версии Cisco («Через “интернет вещей” к “интернету всего”«). Тут тоже считают, что весь мир — если и не физический, то предпринимательский — будет оцифрован. И акцент делается на четырёх базовых моделях, которые назвали Manage; Monetize; Operate; Extend. Рассмотрим их в обратном порядке: расширение пространства и времени ведения бизнеса (которые дают вышеуказанные мобильные устройства и приложения для них) позволяют значительно увеличить масштаб деятельности. И это может быть монетизировано, но превращение возможностей в деньги произойдёт не автоматически, а только при надлежащем администрировании. То есть полуфантастический «интернет всего» демонстрирует, если смотреть со стороны бизнеса, те же самые свойства, что и привычные уже мобильные устройства, с которых начат список.
Пять следующих технологий упомянем одним списком. Это Hybrid Cloud and IT as Service Broker, объединение частных облаков и облаков внешних частных, при котором ИТ-компании превратятся в сервисных брокеров, выбирающих для клиента то, что ему в наибольшей степени подойдёт. Это Cloud/Client Architecture, архитектура «облако — клиент», которая будет всё более гибко и эффективно использовать возрастающие мощности клиентских устройств, в первую очередь мобильных. Это приход The Era of Personal Cloud, эры персональных облаков, в которой центр тяжести будет перенесён с устройств на услуги.
Классический ПК останется лишь одним из вариантов наряду с планшетами и смартфонами; важно, чтобы пользователь имел доступ к данным и возможностям их обработки, желательно — везде и всегда. SDx, сокращение от Software-defined anything, означает нарастание потребности в программируемых инфраструктурах. Ну а Web-Scale IT — в сетевой масштабируемости вычислительных задач, возлагаемых прежде всего на облачные сервисы. Каждая их технологий заслуживает отдельного разговора — интересного прежде специалистам ИТ.
А завершают список две технологии, которые имеют прекрасные шансы изменить весь наш видимый мир целиком. Идущая десятой 3-D Printing, трёхмерная печать, позволит снизить издержки при изготовлении опытных образцов и мелкосерийном производстве, что полезно, но локально. А вот об идущей девятой технологии Smart Machines в ближайшее время придётся говорить и говорить, поскольку «умные» машины до 2020 года (называют именно эту дату) появятся буквально везде. Это и роботы-водители, массовое внедрение которых ожидается именно в третьем десятилетии нашего века, и интеллектуальные помощники вроде кремниевого онколога Watson, и — самое главное — глобальные производственные системы.
К тем конкурентным преимуществам, которые давали фирмам-гигантам индустриальной эпохи их гигантские объёмы производства и вытекающие отсюда возможности специализации и внедрения массовых технологий, добавится и небывалая ранее интеллектуальная мощь и гибкость, которую дадут системы искусственного интеллекта и роботы. И оказывать влияние на экономику «умные» машины будут уже в ближайшие три года! Во всяком случае — если верить прогнозам…