«Dum loquimur, fugerit invida aetas: carpe diem, quam minimum credula postero» (Пока говорим, ревнивое время уже ускользает: хватай этот день, доверяя дню завтрашнему как можно меньше).
Квинт Гораций Флак, Оды 1.1
Сегодня поговорим об отечественных страстях и страшилках вокруг покупок в интернет-магазинах, злой Думе и коварных и жадных местных торговцах. Поговорим, впрочем, не о них, а совсем о другом, используя пропагандистский геволт лишь как предлог к очень серьёзным и важным умозаключениям.
Интернет гудит, центральное телевидение гудит, рядовые граждане гудят, пресса негодует, коллективные письма и обращения по традиции бегут впереди поезда, который не то что не отошел к станции, но его ещё даже не подали на перрон.
Что такое случилось? Оказывается, АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) пролоббировала в Думе дьявольскую законодательную инициативу, которая предусматривает введение дополнительного налога на покупки физических лиц в интернет-магазинах за границей, а также снижение установленного в настоящее время таможенного лимита на беспошлинную доставку по почте из-за рубежа товаров для личного потребления на сумму до 1 тысячи евро в месяц (либо весом 31 кг).
Читаю в открытом обращении в Министерство экономики РФ и ГД РФ (зачем нужно стучать в институт исполнительной власти на орган законодательной власти — выше моего разумения, но рунетовской публике, конечно, виднее): «Просим поддержать нашу инициативу всех, кто хочет приобретать качественный товар по справедливой цене тем способом, который удобен каждому из вас, а не российскому продавцу, продающему товары по многократно завышенным ценам и не всегда надлежащего качества… вместе скажем «НЕТ» жадности российских продавцов!»
Особенно умиляет это «не всегда надлежащее качество»: омерзительный такой навет в лучших традициях совково-большевистских предков, сводящих через донос в НКВД счёты с соседями, чью комнату в коммуналке уж очень хочется прикарманить.
Мутное это (не говоря уже о том, что тупое и позорное) обращение подписало уже 38 тысяч 826 рунет-хомяков, поэтому не хватает еще 11 тысяч 174 недовольных «жадными российскими продавцами» для того, чтобы… что-то там случилось: уж не знаю, какую такую цепную реакцию вообразили себе петиционеры.
Впрочем, разговор сейчас идёт не о петициях, а о самом возбудителе страстей — инициативе АКИТ. Я честно попытался найти первоисточник этого слуха (или вливания), но так и не смог: повсюду лишь информация о петициях, сборе подписей «против» и яростный форумный вой возмущения.
ЧЕМ возмущения?! Что — есть какое-то постановление? Или вышел закон? Или, на худой конец, циркулярное письмо Министерства торговли? Минфина? Таможенной службы? Нет, нет ничего. Но есть слух о том, что сволочь АКИТ замахнулась на самое святое — покупки в иностранных интернет-магазинах!
То есть вы понимаете коллизию: русские интернет-торгаши подло лоббируют власти для устранения зарубежных интернет-торгашей, потому что у последних, мол, и цены ниже, и сервис лучше. Петиционеры так и пишут: «Ещё одним неоспоримым преимуществом иностранных интернет-магазинов является первоклассный клиентоориентированный сервис; в российских реалиях бывает сложно добиться даже соблюдения базовых требований Закона о защите прав потребителя; желание заработать быстро и много затмевает собой все этические и моральные нормы, российские продавцы даже не пытаются понравиться клиенту, чтобы он пришёл к ним ещё раз».
Теперь хотите прикол? Читаем такой текст: «Власти могут ввести налог на покупки в интернете. С такой инициативой выступил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Идея была высказана в ответ на вопрос журналистов, как улучшить доставку международных посылок россиянам. Бельянинов добавил, что только лишь повышение эффективности таможенников и «Почты России» здесь уже не поможет».
Похоже на сегодняшний скандал? Не угадали: «Иностранные интернет-магазины зарегистрированы на территории иностранных государств. Российская юрисдикция на них не распространяется. Скорее всего, налоги будут платиться самими гражданами-покупателями, то есть это будет какой-то налог на покупку. Таким образом, это, естественно, приведет к сворачиванию интернет-торговли. На мой взгляд, здесь идет абсолютное лоббирование со стороны наших офлайновых ритейлеров, они действительно проигрывают конкурентную борьбу, хотя им никто не мешает тоже развивать интернет-торговлю у себя», — прокомментировал вброс Андрея Бельянинова Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль».
Два последних абзаца посвящены сплетне, которую обсасывала рунетовская тусовка в середине июня 2013 года. То есть четыре месяца назад шел, типа, наезд российского офлайна на интернет-торговлю вообще, а потом, видимо, российский офлайн с российским онлайном что-то там на стрелке перетёр и договорился выступить единой бригадой против онлайна забугорного. Simul omnia vincemus!
Думаю, всякий вменяемый человек просто обязан понимать: вся эта копошня — что июньская, что октябрьская — не более чем маркетингово-вирусные приколы. Не зондирование почвы и косвенная оценка общественных реакций, а именно приколы. Направленные на повышение ТИЦ и посещаемости ресурсов. Это — для реальных пацанов, делающих деньги. Для остальной массы хомяков, чей риаллайф наполнен безмерной пустотой и — как следствие — избыточным свободным временем, подобные вбросы служат ценным поводом для форумного балагурства и расчёсывания неудовлетворенного гражданского гондураса в форме составления и подписания петиций, жалоб и обращений в Умслопогасы.
На этом позвольте бредовую тему закрыть и одновременно открыть другую, косвенно с ней связанную. А ведь в самом деле огромное число наших соотечественников переориентировалось на покупки в интернете! Отечественном или забугорном — совершенно иррелевантно. Главное — что онлайн. Как можно оценить этот процесс на самом глубинном смысловом уровне?
Мысль, которая пришла мне в голову, вселяет радость и оптимизм, поэтому уже ради неё стоило заваривать обсуждение артефакта сетевой мифологии. Мысль вот какая: главная отличительная и принципиальная особенность любой покупки, сделанной в интернете, — это вовсе не то, что все подумали. Не цена! Цены бывают разные, и я знаю миллион с лишком примеров того, как в интернет-магазине цена получалась выше, чем в обычной рознице спального микрорайона. Равно как я знаю миллион примеров, как цена в самом распрекрасном «Амазоне» получается выше, чем в большинстве российских онлайн-магазинов.
Чтобы далеко не ходить: мое последнее приобретение — Acer K335 — в розничных магазинах Москвы и в московском же интернете на 20% дешевле, чем где угодно на просторах интернета американского и европейского. Даже в святая святых дешевизны и консьюмерского счастья — на китайском аукционе Taobao! — самое дешевое предложение этого проектора на 100 долларов хуже, чем в нашей обруганной знатоками онлайн-отоваривания Первопрестольной.
Если не цена, то что же отличает онлайн-покупки от риаллайфа в принципе? Я вам скажу что: отложенный статус этой покупки! То есть вы совершаете покупку, однако товар в руки получаете в наилучшем и наиредчайшем варианте через 3—6 часов, а в 99% случаев — через день (при покупке в отечественном онлайн-магазине) или через две—три недели (при покупке в забугорной виртуальности).
Цена, конечно, штука замечательная, однако трудно себе представить что-то более расхолаживающее и наносящее тяжелейший удар в самое сердце консьюмерского греха, чем отложенная покупка. Все психологические исследования, какие только проводились под луной, указывают на то, что подавляющее большинство импульсов к приобретению материальных цацек (имеются в виду именно цацки — гаджеты, шмотки, книжки, музыкальные диски, компьютеры, планшеты, смартфоны и проч., а не серьёзные покупки вроде машины или дома) носят спонтанный, импульсивный и мимолетный характер.
Купить что-то, на что положил глаз, и потом ждать — это танталовы муки. К тому же ещё и противоестественные. Каким же образом мы можем, с учетом всего сказанного, оценить очевидно уж сформировавшуюся тенденцию отечественного покупателя отовариваться онлайн и с готовностью идти на отложенную покупку в обмен на чистую материальную выгоду?
Говорю вам, каким: мы стали свидетелем возмужания российского обывателя! Возмужания, которое растянулось на 20 лет погружения в общество тотального потребления, которое, как известно, мы тут пытаемся строить с 1991 года. Все, кто жил в западных странах, хорошо знают, что консьюмерское безумие охватывает тамошних аборигенов, как правило, не чаще одного раза в год — на Рождество, когда случаются грандиозные распродажи. Всё остальное время западный потребитель с равнодушным лицом ходит мимо красивых витрин, которые хоть и разглядывает периодически, однако же твердо держит себя в руках и не даёт воли пагубным страстям и эмоциям.
Разумеется, есть миллионы исключений из описанного мною шаблона, и тем не менее именно этот шаблон является общим местом, определяющим состояние зрелого в потребительском отношении общества. Наш человек 20 лет жил по принципу «Вынь да положь!» — и жил исключительно сегодняшним днём, удовлетворяя нетерпеливо самые безумные свои консьюмеристские прихоти (отсюда и жуткий уровень кредитной задолженности населения).
Сегодня мы становимся свидетелями перелома, который — дай бог! — принесёт нашему народу мудрость, спокойствие и предпочтение гармонии и порядка вместо исторически привычного бардака и самоубийственного раздрая в головах и домах. Посему бояться нужно не повышения пошлин на интернет-торговлю, а очередной волны развращения, которую поднимают дьявольские конторы по микрокредитованию при попустительстве государства. Но это уже другая история.