Можно ли уйти от тотальной слежки, живя офлайн?

После скандальных «утечек» Джулиана Ассанжа, разоблачений псевдошпиона Эдварда Сноудена и циничных признаний спецслужб мир всколыхнула волна озабоченности в отношении тайны личной жизни. Сегодня уже не для кого не секрет, что в самых разных базах данных по всему свету о нас хранится столько всевозможных сведений, сколько мы не помним о себе сами. Однако при этом упор делается почему-то исключительно на онлайновые средства сбора информации: создаются всевозможные средства обеспечения анонимности в интернете, предлагаются услуги стирания малейших частиц личных данных в Сети. Между тем, как утверждают эксперты, даже полностью исчезнув из интернета, вам всё равно не удастся ускользнуть от тотальной слежки, налаженной государственными агентствами.

На американском телеканале CBS вот уже третий год с успехом идёт детективный телесериал Person of Interest, в основу сюжета которого положен факт существования некоей созданной правительством США супермашины, осуществляющей тотальную слежку за всеми людьми на территории, очевидно, пока лишь Соединённых Штатов Америки. Эта машина создавалась с целью предотвращения актов терроризма, но она способна прогнозировать и любые другие противоправные действия. Более того, она может самостоятельно сотрудничать с лицами, не имеющими никакого отношения к антитеррористическим подразделениям, и вообще вести себя совершенно несообразно первоначальным целям.

Так вот, такая машина действительно существует, причём не только на территории США, но и в глобальном масштабе. Точнее, это не какая-то одна машина, а целая система разнообразных средств сбора и анализа информации о передвижениях и действиях людей, в том числе и в режиме реального времени. Все эти многочисленные машины создавались с самыми благими целями — от оптимизации дорожного движения до предложения покупателю товаров, которые ему наверняка понравятся. Однако любая информация, особенно в подобных масштабах, представляет собой опаснейшее оружие, и, к сожалению, она всё чаще оказывается в руках посторонних, которые используют её в не самых благовидных целях.

Вот лишь пара случаев, получивших широкую огласку. Сотрудники Агентства национальной безопасности, по признанию представителей самого агентства, были замечены в использовании служебного положения для слежки за партнёром или супругом, находящимися за рубежом. Штатный сотрудник иммиграционной службы Великобритании внёс собственную жену в список террористов, чтобы она не могла вернуться из Пакистана, где навещала родственников.

Номера социального страхования, которые первоначально присваивались гражданам в целях последующего пенсионного обеспечения, сегодня фактически стали универсальными идентификаторами личности в США и постепенно становятся таковыми и в России — в частности, номер СНИЛС требуется для регистрации и последующей авторизации на федеральном портале «Госуслуги». И чрезвычайно велика вероятность того, что рано или поздно такой номер будет похищен и выложен в открытый доступ, как это неоднократно проделывала хакерская группа Anonymous.

Один из создателей приложения для приватной переписки Wickr и одновременно организатор известнейшей хакерской конференции Def Con Нико Селл появляется на публике исключительно в больших солнцезащитных очках, чтобы никто не мог составить полное представление о её внешности. У неё нет аккаунта в Facebook, и она хранит карточку для оплаты проезда по платным дорогам в экранированном конверте. Селл допускает, что все её телефонные звонки и сообщения электронной почты когда-нибудь в будущем смогут найти простым интернет-поиском все желающие. Сама себя она называет суперпараноиком, каковых в мире около 1%, однако все её подозрения вполне обоснованны. Несмотря на то что до сих пор некоторые полагают, будто можно оставаться анонимным в интернете, Селл уверена, что это абсолютно, на сто процентов невозможно.

Эксперт по безопасности Гюнтер Оллманн, коллеги которого по правоохранительным органам в своё время пытались «уйти с радаров» ради безопасности своих семей, убеждён, что для этого необходимы годы подготовки. И речь идёт совсем не об интернете.

Основная угроза для тех, кто не желает быть отслеживаемым, таится в привычных бытовых предметах, о которых мало кто задумывается, что они вообще могут представлять опасность. Прежде всего это радиочастотные идентификаторы — RFID-метки, встраиваемые сегодня в самые неожиданные вещи. Но если в России такие метки применяются пока не слишком широко (в основном это пропуска в офисные здания, ключи от номеров в гостиницах или билеты для общественного транспорта), то за рубежом в некоторых странах радиочастотная идентификация получила даже чрезмерное распространение.

Программист, известный под ником @pukingmonkey, представил на конференции Def Con доклад, посвящённый тому, что любой человек, передвигающийся на автомобиле, постоянно фиксируется целой массой самых разнообразных технических средств — от простых камер наблюдения до специальных считывателей номерных знаков, работающих в автоматическом режиме. Более того, в центре Лондона, где нет никаких платных автомагистралей, постоянно считываются данные с RFID-карточки оплаты проезда, иллюстрацией чему служит специально записанное видео: всякий раз при доступе к данным раздаётся характерный звук.

http://www.youtube.com/watch?v=JCwWVxGtYgE

Очевидно, что метки считываются в целях оптимизации дорожного движения, однако проблема в том, что, как мы уже говорили, всё чаще подобные базы данных используются вовсе не для того, для чего они изначально были созданы.

Автомобиль легко отследить по сигналу сотового аппарата, по GPS-навигатору, если в нём предусмотрена функция трекера, и даже по шинам, в которые может быть встроена всё та же RFID-метка. В США такая возможность прямо прописана в федеральном законе TREAD: в целях безопасности шины могут оснащаться системой мониторинга давления TPMS с активным передатчиком на клапане, работающем на частоте 315 МГц. Кроме того, RFID-метки используются производителями в целях идентификации изделия: например, Michelin применяет метки с рабочей частотой 915 МГц, а Googyear — 125 кГц. Такие метки может прочитать кто угодно на расстоянии до шести метров, и в подавляющем большинстве случаев это будет не представитель компании-производителя.

Помимо шин, RFID-метки могут быть скрыты производителем в одежде человека, в его сумке или бумажнике, причём он может не подозревать об этом, в то время как такая метка при необходимости будет считана на расстоянии до ста метров (!) даже без его ведома.

Из фильмов всем хорошо известно, что если вы хотите скрыться от преследования, то надо забыть про использование банковских карточек. Но существует и множество других карт, способных дать посторонним исчерпывающую информацию о владельце. Прежде всего речь идёт о дисконтных картах — как обычных, так и накопительных, с возможностью накопления баллов для увеличения размера скидки. Покупки с использованием таких карт легко соотносятся с личностью покупателя, и они дают возможность получить сведения не только о вашем домашнем адресе, но и о возрасте, времени, регулярности и составе покупок, перемещениях по стране и даже о состоянии здоровья. Исследование, проведённое сетью супермаркетов Target, показало, что на основании анализа доступных ему данных магазин может узнать о беременности своей постоянной покупательницы раньше, чем её семья!

Но самую большую проблему для желающих «скрыться с радаров» составляют друзья и знакомые, которые держат ваши контакты в смартфонах, синхронизирующихся с компьютерами, отмечают ваши снимки в Facebook, присваивают им метаданные геолокации и рассылают приглашения на концерты и выставки.

Это может показаться паранойей, но уже сегодня и Facebook, и Twitter прогоняют все выкладываемые в этих сетях фотографии через созданную Microsoft систему распознавания PhotoDNA, задачей которой объявлено предотвращение распространения детской порнографии и привлечение к ответственности преступников. Но, как и в случае с любой компьютерной системой, сегодня она охотится за педофилами, а завтра её целью может стать кто угодно. Хорошо, если это будут, например, автоугонщики или наёмные убийцы, но в этой роли могут оказаться и политические противники, и лица «неправильной» национальности — машине всё равно. Организованные злоумышленники, вооружённые средствами массового поражения, — что может быть страшнее в век религиозного обскурантизма, подогреваемого социальной и расовой нетерпимостью?

Выводы неутешительны. Без коренного слома привычного образа жизни уберечься от пронизавшей современный мир слежки невозможно. Вы можете прекратить пользоваться интернетом, выбросить мобильный телефон и закрыть банковский счёт. Но при необходимости вас всё равно найдут — будь то таёжная глушь или засекреченный подземный бункер. Так что не забывайте: за вами следят.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях