Одно из определений постиндустриальной эры состоит в том, что наибольшее количество людей (по крайней мере в развитых странах) оказывается занятым в сфере обслуживания. И похоже, что роботы также начинают следовать этой тенденции. Речь идёт об очень многочисленной и разнообразной категории «умных» машин, учитываемой Международной федерацией робототехники как Service Robots. Этому рынку в ближайшее время, в 2013–2016 годах, предсказывают очень значительный рост. Посмотрим же на него подробнее: нас ждут неожиданные открытия…
Начнём с определения. Оно было дано ещё в 1995 году совместными усилиями Международной федерации робототехники и Экономической комиссии Объединённых Наций для Европы. Согласно ему, сервисный робот — это устройство, выполняющее действия, полезные для человека или окружающей среды, но не задействованное в сфере автоматизации производства. Выделяют личных сервисных роботов, предназначенных, понятно, для удовлетворения личных нужд, и профессиональных сервисных роботов, занятых в бизнесе или госслужбах.
Вначале о машинах профессиональных. Их поставки учитываются с 1998 года. За пятнадцать лет потребители получили 126 тысяч таких сервисных роботов. Определить то число, которое находится в эксплуатации, не может даже сама Международной федерацией робототехники: дело в том, что подводный робот, скажем, может использоваться много больше десяти лет, кабель же чинить или выполнять аварийно-спасательные работы на дне приходится довольно редко… А вот робот-сапёр, поехавший с натовским контингентом демократизировать Афганистан, живёт подчас до первого СВУ — самодельного взрывного устройства…
Да-да, как мы видим на диаграмме, показывающей распределение проданных в 2011–2012 годах сервисных роботов по отраслям, лидирует среди потребителей машин, которым надлежит выполнять полезные для человека действия (ох уж эти ооновские определения) военная отрасль — парящие и ползающие дроны, боевые холопы информационной эры. Армии закупили в прошлом году 6 200 таких машин (причём статистика является неполной)… Количество наземных машин сокращалось, а летающие дроны прибавили в продажах 8%, их число выросло до 5 453 штук.
Говорить о военных дронах подробно нет смысла. Они мелькают в новостях постоянно, да и по сути — кроме современной технической базы — в них нет ничего нового по сравнению с теми телеуправляемыми танками ТТ-26, которые СССР использовал ещё в 1939 году («На той войне незнаменитой…»). Куда полезнее и интереснее второй по численности сектор профессиональных сервисных роботов. Это полевые роботы. Таковые они примерно в том смысле, в каком социологи говорят о «полевых исследованиях».
Это те машины, которые трудятся «на выезде», за пределами цеха или склада. Роботы-полеводы среди них тоже есть. Как, впрочем, и лесники, спасатели, подводники, пожарные, строители, шахтёры… Продажи полевых роботов возросли, составив треть от всего объёма профессиональных сервисных роботов в натуральном исчислении, в штуках. А вот их суммарная стоимость снизилась на 4%, до $847 млн — свидетельствуя о том, что такие машины становятся дешевле и доступнее. Им даже посвящён специализированный The Journal of Field Robotics.
А вот быстрее всего на описываемом рынке росла доля медицинских роботов. Их продажи возросли на 20%, составив в 2012 году 1 308 единиц — 8% от общего парка профессиональных сервисных роботов. Главным образом эти устройства идут исполнять роль ассистентов хирургов и терапевтов; туда поступили 1 053 кибермедсестер — на 6% больше, чем в 2011 году. Суммарная стоимость этого сектора рынка оценивается в $1,495 млрд, или 44% от всего объёма выручки за профессиональных сервисных роботов.
В среднем медицинский робот обходится заказчику в полтора миллиона долларов, включая дополнительное оборудование и очень недешёвое обслуживание… Такая цена вынуждает поставщиков предлагать клиентам гибкие схемы вроде лизинга, а автора этих строк — полагать, что решение проблем сельской медицины путём автоматизации наступит ещё очень нескоро. Впрочем, до появления Canon D60 цифровые «зеркалки» были поразительно дороги, а на роботов — даже медицинских — распространяются те же законы массового производства, что и на всю цифровую электронику и точную механику.
Дальше — логистика. Наука о снабжении. Именно она — следующий по численности «рынок труда» для сервисных роботов. В 2012 году было установлено 1 376 роботизированных логистических систем — на 11% больше, чем в 2011-м. Почти 800 автоматизированных транспортных средств, роботов-тележек и погрузчиков, приступили к работе в заводских цехах. 556 — в непроизводственной сфере. Роботизированный логистический центр можно увидеть и в Нечерноземье, но по непонятным причинам фирма-владелец — о росте акций которой регулярно говорит деловой канал — не разрешает там фотографировать и даже называть её имя…
Роботы-снабженцы куда дешевле роботов-медсестёр. Поэтому на сектор логистики приходится лишь $196 млн, что составляет 9% от объёма продаж сервисных роботов. Однако эксперты Международной федерации робототехники полагают, что в ближайшее время «драйверами» профессионального сектора сервисных роботов окажутся именно медицинские и логистические машины. Это объяснимо: при всей зрелищности боевых дронов убить человека можно лишь однажды, а в лечении и снабжении он нуждается всю жизнь…
И ещё всю жизнь человек нуждается в личных услугах. Самых что ни на есть необходимых — вроде уборки дома. Устройства для этого относятся к личным сервисным роботам. И продажи их увеличивались в 2012 году такими же темпами, что и поставки медицинских роботов, а именно на 20%. Их объём в денежном выражении достиг $1,2 млрд… В физических объёмах речь идёт о поставке 1 960 тысяч домашних роботов. Кроме привычных пылесосов, среди них есть и газонокосильщики, малораспространённые в наших краях ввиду низкой доли коттеджей…
А вот роботы — помощники инвалидов ещё редкость. Только 159 штук, рост на три единицы по сравнению с 2011 годом. Очень жаль: население планеты стареет, и без такого массового устройства может быть совсем некомфортно… Но перспективы рынка сервисных роботов просматриваются оптимистические. В 2013–2016 годах будет поставлено 94 800 машин на общую сумму в $17,1 млрд. Больше всего будет боевых дронов — 28 тысяч штук. А вот второе место неожиданно занимают роботы-дояры: их ожидается 24 500. (Впрочем, о таком ходе дел даже в наших палестинах мы писали («Нечерноземье«.)
Ну а личных сервисных роботов будет поставлено в 2013–2016 годах несопоставимо больше — около 22 миллионов! Из них роботы-пылесосы, газонокосильщики и мойщики окон составят 15,5 миллиона — общей стоимостью в $5,6 млрд. 3,5 миллиона роботов составят игрушки; о новых моделях дронов-квадрокоптеров рассказывают очень часто… А ещё три миллиона единиц придётся на роботов для образовательных целей. О них мы подробно поговорим в статьях о применении ИТ-технологий в образовании.
Ну а мы в завершение попытаемся спрогнозировать то, что может произойти на рынке сервисных роботов. Воспользуемся аналогией с ИТ: почему столь мощна и дёшева ныне вычислительная техника? Да по очень простой причине: компьютер 30 лет назад пришёл в дома, вышел на самый массовый рынок. Ну а массовое производство при современных технологиях позволяет производить самое сложное по приемлемым ценам. А личный робот — явно объект массового спроса. (Пылесос-то по полезности уступает лишь холодильнику со стиральной машиной…)
Массовый, резко растущий спрос сможет и удешевить стоимость единицы бытовой робототехники, и даже обеспечить перенос массовых технологий в профессиональный сектор (Это касается в первую очередь систем управления и программного обеспечения: мощная гидравлика робота-спасателя или уплотнители высокого давления подводных роботов останутся уникальными и будут дороги…) Так что, возможно, бытовой сектор роботизации сыграет в будущем сервисной робототехники такую же роль, какую в прошлом ИТ сыграл персональный компьютер…