На днях в статье «Что рассказывают о будущем цифры HP» я позволил себе поддержать более чем тривиальную (баянистую, как принято выражаться в Рунете) перспективу: «Вся армия частных пользователей компьютеров радикально выдавливается в облегчённые мобильные технологии (в первую очередь, конечно, на планшеты) и облачные системы. Последние предполагают не только определённую форму хранения данных, но и — главное! — иную парадигму использования софта. Программное обеспечение в том виде, как мы его знали на протяжении последних двух десятилетий, в ближайшие годы исчезнет, а вместо него повсеместно утвердятся две новых формы: выполнение пользовательских задач на удалённых серверах и подписная схема услуг».
На форумном обсуждении один из лейтмотивов был тоже баянистым: какие облака?! Куда вы нас зовёте?! Кто в здравом уме будет подвергать свою приватность и конфиденциальность информации такому риску?! И так далее в том же духе.
Сегодня я собираюсь продолжить развитие этой темы, однако начну с кратенькой аксиомы: разговоры о нарушении приватности и угрозе конфиденциальности в контексте облачных систем в 2013 году выглядят таким анахронизмом и отдают такой местечковостью и маргинальностью, что даже поминать их всуе стыдно!
Все эти страшилки я энергично поддерживал ровно 10 лет назад едва ли не в каждой второй «Голубятне», однако делал это по вполне объективным причинам: облачные технологии в начале «нулевых» только-только зарождались и потому естественным образом просто обязаны были вызывать скептицизм у людей, воспитанных в парадигме феодальной изоляции, присущей комбинации Windows + ПК образца 90-х годов (в отличие, скажем, от любого рабочего места, использующего *nix и всей своей сутью интегрированного в сетевую среду).
Вторая причина моего скепсиса кроется во вполне уникальном персональном modus vivendi: последние 20 лет я живу в абсолютном отрыве от каких-либо коллективов, корпоративных структур, государственных институтов — и вообще интенсивного общения в реальной жизни. Моё рабочее пространство, мои заработки, мои интересы и моё общение полностью перенесено в виртуальное пространство интернета, поэтому мои скептические высказывания об облачных технологиях 10-летней давности оправдываются по крайней мере отсутствием потребностей в коллективном труде (то, что называется team work и collaboration).
Тем не менее прошло уже более двух лет, как я полностью перенёс все свои текущие документы в облака: Dropbox, 4Sync, Box, SpiderOak и Mega комфортно хранят всю мою документацию, фотографии, статьи, информационные базы данных и так далее. Ни малейших опасений по поводу ущемления частной жизни и информационных угроз у меня не возникает.
Впрочем, даже если бы я лично и не принял облачные технологии, объективность анализа требовала учёта интересов, совершенно далёких от моего жизненного опыта: коллективного выполнения работ, корпоративного менеджмента, делопроизводства и т. п. Для всего перечисленного облачные технологии сегодня — не просто данность, но и абсолютная необходимость.
Теперь, когда мы расставили все точки над i и отмели за неуместностью маргинальный скептицизм, можно приступать к дальнейшему развитию темы.
Сегодня хочу поделиться впечатлениями об очередном тренде, облегчающем интеграцию в облачные технологии, в данном случае — для предприятий малого и среднего бизнеса. Речь пойдёт об «инфраструктуре как услуге» (Infrastructure as a Service, IaaS). Инфраструктура подразумевается, естественно, облачная. Забегая вперёд, скажу, что я лично воспринял аргумент IaaS едва ли не как самый весомый козырь в пользу скорейшей адаптации облачных технологий малым предпринимательством — до того убедительно выглядят преимущества IaaS в сравнении с потенциальными недостатками (о них — чуть позже).
Первым этапом облачного переселения была технология «программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, SaaS). Имеется в виду полный спектр — от электронной почты, перенесённой с собственных серверов на сервисы вроде Gmail, до систем управления взаимоотношений с клиентами (CRM), подобных Contactually, и менеджмента проектов (самый популярный в США — Basecamp). Люди адаптировали SaaS уже давно, и сегодня эти услуги смотрятся совершенно тривиально.
Другое дело IaaS — штука новая и не освоенная. Речь идёт о предоставлении с помощью облачных сервисов не программных решений задач, а серьёзного «железа»: почтовых серверов, сетевого оборудования, средств резервного копирования, центров сбора и обработки данных, операционных систем и физических накопителей. IaaS позволяет компаниям малого и среднего бизнеса добиться масштабирования своей деятельности на уровне предприятий, чей ИТ-бюджет измеряется десятками миллионов долларов. Добиться за долю цены.
Дабы не изобретать велосипедов, предлагаю читателям аргументацию в пользу IaaS, выдержанную в модном по нынешним временам ключе: «…дцать причин», по которым пора переходить на облачное обслуживание. В данном случае причин пять, и привёл их Шон Фриман, канадский аналитик, чья компания (TWT Group) специализируется на ИТ-услугах малому бизнесу.
1. Даже на малом бюджете можно выйти на оборудование промышленного уровня.
2. Вы избавляетесь от необходимости брать в собственный штат и оплачивать труд сетевых специалистов, равно как и закупать оборудование, уровень цен которого в принципе выходит за возможности вашего малого бизнеса.
3. IaaS идеально дополняет SaaS.
4. IaaS автоматически снимает заботу о поддержании собственных веб- и почтового сервера, корпоративного интранета и системы сбора и обработки данных.
5. Качество сетевой инфраструктуры, предоставляемой IaaS, априорно будет выше, чем любые продукты, рождённые проприетарными усилиями ваших штатных специалистов. С вас также снимется забота о необходимости поддерживать и обслуживать парк собственного «железа».
Справедливости ради нужно сказать, что Шон Фриман честно предупреждает о главном риске (=недостатке) IaaS — полной зависимости вашего бизнеса от скорости доступа в интернет в вашем офисе, а также бесперебойности работы компании, предоставляющей вам услуги IaaS. В качестве иллюстрации приводится поломка, которая вывела в августе 2013 года из строя дата-центры Amazon, в результате чего полностью выключились из работы на 49 минут такие компании, как AirBnB, Vine и Instagram, пользующиеся услугами IaaS Amazon.
Со своей стороны рискну предположить, что надёжность и устойчивость к сбоям систем, обеспечивающих предоставление услуг IaaS, находится на уровне, о котором ни одному малому и среднему бизнесу даже не приходится мечтать. Думаю, что на каждый 49-минутный обвал IaaS Amazon приходится 49 часов обвалов, случающихся с проприетарным оборудованием и сетями малого и среднего бизнеса. По этой причине риски IaaS можно смело игнорировать, особенно на фоне колоссальных преимуществ, которые предоставляют облачные инфраструктурные услуги малому и среднему бизнесу.