«Большие данные» Санта Клауса: как маркетологи узнают, какие подарки покупают люди

«Нельзя больше встретить Рождество без “больших данных” и маркетологов, — говорит исполнительный директор Центра цифровой демократии Джефф Честер. — Помните песню о том, что Санта знает, когда вы спите и когда проснулись? Вот где он получает свою информацию!»

Развитие интернет-торговли и бизнес-аналитики сделали поиск подарков в этот праздничный сезон небывало лёгким. Маркетологи разработали множество приложений и схем для привлечения покупателей, а целый ряд сервисов помогает найти нужную вещь по минимальной цене. Обратная сторона этого явления заключается в том, что у продавцов накапливается всё больше данных о клиентах. Даже независимо от того, покупают они через интернет или по старинке.

Сведения о клиентах начинают собираться ещё до того, как они оформят покупку. Интернет-магазины всегда использовали «куки», но в последнее время отслеживание активности покупателей уже давно стало частью и розничной сети продаж. Магазины подталкивают всех посетителей к получению дисконтных карт в обмен на заполненную анкету с персональными данными. Производители предлагают регистрацию приобретённых товаров в обмен на расширенную гарантию или персональные скидки.

Защитники прав потребителей говорят о том, что более агрессивное отслеживание и профилирование накопленных данных о покупателях открывает двери в мир ценовой дискриминации. Компании могут отказывать отдельным людям в покупке товаров по обычной цене, основываясь на сведениях об истории посещения сайта и сделанных ими ранее заказах.

Параллельно совершенствуются методы географической привязки клиентов. Супермаркеты обмениваются данными о покупателях, интернет-магазины анализируют частоту использования разных IP-адресов. Таким способом возможно получить довольно чёткий образ целевой группы.

Даже бесплатный Wi-Fi в магазине и фирменные приложения для смартфонов не только способы привлечения клиентов, но и возможность более удобного отслеживания их перемещения между отделами.

http://youtu.be/c3h0eKGfUfI

Крупнейшие американские сети розничных магазинов — такие как Macy’s, Best Buy и JCPenney — используют мобильное приложение Shopkick. Если покупатель запустит его при посещении супермаркета, то получит различные бонусы — от простых скидок на определённые покупки до загрузки бесплатных песен за примерку одежды и сканирование штрихкодов.

Отслеживание местоположения клиентов применяется и в другом приложении — Snapette. Вдобавок в нём используется привязанность людей к соцсетям. Благодаря такому сочетанию у продавцов есть возможность увидеть, какая одежда и обувь действительно сейчас в моде, кто именно её приобретает и кому рекомендует.

Не все новые технологии отслеживания клиентов так очевидны и основаны на их доброй воле. К примеру, магазины экспериментировали с датчиками тепла и регистрацией уровней сигналов мобильных телефонов для мониторинга.

Сейчас есть более простые методы. Система Shopperception использует технологию обнаружения движения, аналогичную применяемой в игровой консоли Xbox One. Shopperception регистрирует движения клиентов и определяет параметры их активности. Например, как долго они выбирали продукт, сколько купили и вернули обратно на полку.

Разработчики системы Shopperception полагают, что такой метод фонового анализа поведения посетителей магазина менее навязчив, чем традиционное видеонаблюдение. Хотя бы потому, что узнаваемые изображения людей в ней не хранятся. Все клиенты и их движения представлены как набор формализованный набор точек данных.

Маркетологи также учатся преодолевать ограничения, вызванные использованием посетителями разных устройств. Одна из перспективных технологий Drawbridge анализирует поведение людей в интернете. Она позволяет определить повторный визит клиента, даже если у него сменился смартфон или в прошлый раз он заходил на сайт с ноутбука.

Высок интерес к теме «больших данных» в маркетинге и со стороны правительственных структур. Федеральная торговая комиссия США в настоящее время занимается изучением компаний, которые собирают и продают информацию о клиентах, объединяя их онлайн-привычки с другой информацией — такой как протоколы судебных заседаний, сведения о налогах, регулярных выплатах и уровне дохода.

Управление правительственной отчётности США предоставляет каждый ноябрь краткое заключение о текущей ситуации на рынке. В последнем отчёте было сказано, что существующие законы отстали от темпов технологических достижений. Сегодня технологии Big Data позволяют компаниям агрегировать большие объемы личных данных без ведома людей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях