Совсем скоро мы будем смотреть в небо в ожидании очередного интернет-заказа и обсуждать формы прилетевших с едой мультикоптеров в разных ресторанах не менее охотно, чем фигуры официанток. Такое футуристическое будущее станет реальностью в ближайшие годы благодаря целой серии инициатив по созданию сервисов с использованием дронов. Если раньше они были уделом энтузиастов, то сейчас за них взялись ведущие компании.
Пару дней назад «Компьютерра» писала, что Amazon и несколько других фирм активно разрабатывают системы экспресс-доставки заказов при помощи беспилотных летательных аппаратов. Теперь стало известно, что крупнейшая в мире курьерская служба UPS также экспериментирует с собственным парком дронов.
По информации издания The Verge, в UPS проходят тестирования и оценка различных подходов к использованию мультикоптеров. Их коммерческое применение оценивается как перспективное направление, а UPS сегодня инвестирует в новые технологии больше, чем любая другая служба доставки.
Основатель FedEx Фред Смит также неоднократно заявлял о своем желании привлечь БПЛА, но пока никакой информации об этом от представителей компании не поступало.
Профессор Райан Кало (Ryan Calo), специализирующийся на правовых вопросах применения беспилотных летательных аппаратов и роботов, отмечает, что интерес к ним со стороны курьерских служб — совершенно закономерный шаг:
«Если компания хочет конкурировать в области логистики и доставки, то дроны и другие роботы должны стать её приоритетами».
Как уже отмечалось ранее, проблемы в использовании беспилотников в коммерческих целях сегодня скорее юридические, чем технические. Многие компании разрабатывают свои аналогичные проекты в тайне, чтобы после внесения соответствующих изменений в законодательство и получения необходимых разрешений вывести свой флот летающих курьеров одними из первых.
Джефф Безос оценивает необходимое время на лоббирование требуемых поправок и согласование новой процедуры утверждения схем полётов в Федеральном управлении гражданской авиации пятилетним периодом, и это довольно оптимистично.
Одним из ведущих производителей мультикоптеров в США называют компанию DJI. По мнению её генерального директора Колина Гуинна (Colin Guinn), регуляторы стали главным тормозом прогресса:
«Все эти вещи работают в лаборатории прямо сейчас. Нам не нужно изобретать велосипед — просто дайте набор правил из ФАА и примите законы. Тогда компании смогут перейти к реальным полевым испытаниям».
По мнению Гуинна, дроны коммерческих фирм просто обязаны быть максимально самодостаточными:
«Что нам нужно в плане технологий, так это алгоритмы улучшенного распознавания объектов и предотвращения столкновений. Одной системы глобального позиционирования будет мало для безопасной доставки».
Гуинн считает, что фирмы уровня Amazon и UPS могут создать свой флот «умных» дронов и работоспособную инфраструктуру автоматического управления ими в течение полутора–двух лет.
Для Amazon столь ранее признание было грамотным рекламным ходом. Приуроченная к началу сезона распродаж новость и появившийся в киберпонедельник демонстрационный ролик надолго приковали внимание людей.
После такой контролируемой «утечки информации» другие фирмы поневоле втянулись в эту борьбу. Сейчас не столь важно, кто первым действительно реализует удачный сервис доставки заказов мультикоптерами. В сознании многих людей место пионера отрасли Amazon заняла уже сейчас.
Система Prime Air впечатляет возможностью доставки из рук в руки, но в этом же кроется её главная уязвимость. Полёты в плотной городской застройке и сложных метеоусловиях, непредсказуемость поведения заказчиков и вмешательство третьих лиц — всё это заставляет смотреть на идею Amazon с большой долей здравого скепсиса.
В UPS могут пойти совершенно другим путём, оптимизировав с помощью дронов не конечную процедуру доставки, а логистику. Куда проще организовать при участии мультикоптеров перемещение посылок между аэропортом и складами, а также наполнение традиционных курьерских машин, чем взаимодействие с клиентами.