Помните, что было с рынком проприетарного софта, когда появились первые плоды облачных технологий? Сотни новых компаний вдруг вылезли из ниоткуда как грибы после дождя и заставили сильно занервничать традиционных вендоров, в том числе и крупных, которые только сейчас вышли на сопоставимый уровень облачных продуктов. Тогда Марк Бениофф начал гордо размахивать флагом с перечёркнутым словом «Software», и его компания стала неуклонно расти, подвинув даже самых маститых игроков софтверного рынка.
Словом, модель SaaS в своё время кардинально изменила корпоративный рынок. Вместо того чтобы заключать крупный контракт с вендором, предприятия смогли арендовать необходимые приложения и оперативно запускать их в работу. Продажи проприетарного софта до сих пор страдают из-за SaaS-вендоров, но сейчас и последние встали на место тех, кого они не без успеха стремились заткнуть за пояс. Что послужило причиной такого рода рокировки, не вполне выгодной и приятной для продавцов SaaS-услуг? Такой причиной стали облачные технологии, как бы странно это ни звучало.
Сегодня мы находимся примерно на середине пути перехода корпоративных вычислительных мощностей, нагрузок и задач в облака. В этом году я уже не раз цитировал аналитика Cowen & Co Питера Голдмахера (Peter Goldmacher) и на сей раз раз приведу одно из его высказываний, однозначно определяющих его как апологета облачных технологий:
«Мы находимся в стадии масштабного перехода. Перехода корпоративных заказчиков на новые приложения и инструменты управления данными, которые оказываются гораздо более функциональными, гибкими и стоят значительно меньше».
Пожалуй, мало кто оседлал эту волну так же хорошо, как Salesforce, посему её упоминание в начале сегодняшней колонки отнюдь не случайно. Последние десять лет компания росла так стремительно, что сейчас оценивается в $30 млрд. Однако сейчас Salesforce, Workday, даже Мегапплан — все страдают от того, на чем они, собственно говоря, и основаны, — от облачных технологий. Точнее, от изменений модели оплаты облачных продуктов, которые навязывают крупные вендоры. А говоря о крупных вендорах, мы имеем в виду в первую очередь Amazon.
«…то же самое сейчас делает Amazon: у неё очень качественные сервисы, которыми пользуется большая часть рынка, и поэтому компания Джеффа Безоса ведёт себя как безраздельный властитель, фактически задавая “моду” на тарифы и способы предоставления облачных услуг. Поэтому то, что нам всем сейчас нужно, — это некий “Андроид” облачного рынка. Компания, которая за счёт опенсорсного решения сможет изменить рынок облачных вычислений и сделать его более конкурентной средой — такой же, какой стала мобильная индустрия благодаря борьбе iOS и Android, подстёгиваемой миноритарными операционными системами типа Windows Phone и BlackBerry. Разумеется, авторитарность Amazon не означает, что компания стагнирует или не занимается инновационными проектами. Просто это всегда чёрный ящик: клиенты вынуждены идти за вендором и играть по его правилам» (источник цитаты).
Amazon сегодня задаёт правила ценообразования на облачном рынке, тем самым значительно усложняя жизнь SaaS-вендорам. По большому счёту Amazon предлагает клиентам платить ровно за столько, сколько они фактически используют. И по мере необходимости арендовать больше дискового пространства или виртуальных машин для поддержания нужного уровня вычислительных мощностей. «Постойте, но ведь это и есть базис облачного рынка: плати только за то, что используешь», — заметит любой внимательный читатель. И окажется абсолютно прав, но ведь SaaS-вендоры поступают совершенно иначе.
Сегодня они начинают выглядеть точно так же, как проприетарные вендоры, — благодаря своим тарифам, не вполне адекватным облачной парадигме. Идея облачных технологий была в том, чтобы сделать вычисления услугой, продуктом. Но SaaS-вендоры лишь отчасти выполняют эту задачу. Большинство провайдеров такого типа предлагают своим клиентам услуги подписки по фиксированным тарифам типа «Пробный», «Оптимальный», «Премиум». Это, как вы понимаете, полностью исключает возможность платить только за то, что используешь.
Поэтому на облачном рынке образца 2013 года облачные вендоры ведут себя абсолютно так же, как их коллеги, продающие традиционный софт. Они стремятся заключить большие контракты, их целью становится заполучить клиента на как можно больший срок. Разумеется, при такой модели они мало чем отличаются от проприетарных вендоров. И те и другие любят фиксированные цены и долгосрочные контракты. Поэтому классическая облачная модель, которую активно продвигают крупные облачные вендоры, становится для них значительной угрозой.
Собственно говоря, основную мысль для сегодняшнего разговора заложил Роберт Десисто (Robert Desisto), вице-президент исследовательской компании Gartner. В своём посте о том, как SaaS-вендоры превращаются в закостенелых «динозавров» софтверного рынка, он пишет:
«SaaS-провайдеры будут сопротивляться переходу к модели “плати на ходу”, поскольку она обернётся сильнейшей угрозой для предсказуемости их модели. Все, что было нужно для того, чтобы пошатнуть эту предсказуемость, — один крупный вендор, осознавший, что “плати за то, что используешь” — это рабочая модель для данного рынка. Как только крупные облачные провайдеры начнут на неё переходить, мы заговорим о SaaS-вендорах, которые привязали себя к неактуальной бизнес-модели».
Выходит, SaaS-вендоры одновременно следуют и отказываются следовать правилам игры, которые изначально определил облачный рынок. Но рынок облачных услуг — это такое пространство, где сильнее всего ощущается влияние экосистемы. И если одна из компаний, стоящая во главе этой экосистемы, устанавливает новые правила, то рано или поздно вся цепочка начнёт этим правилам следовать. И правило «плати за то, что используешь» рано или поздно станет индустриальным стандартом. В этот момент разница между SaaS-провайдерами и проприетарными вендорами станет чисто технологической. Одни заключают контракт и устанавливают софт на компьютеры, другие продают доступ к арендному софту, также заключая контракт. И тогда SaaS-провайдерам придётся очень нелегко, поскольку они начнут проигрывать даже традиционным вендорам. Ведь, покупая проприетарное решение, вы хотя бы приобретаете его навсегда или по крайней мере надолго. А SaaS-приложения не могут похвастаться незыблемой стабильностью, в отличие от своих предустановленных собратьев.