Panasonic знают, видимо, все — как производителя добротной бытовой электроники и цифровой техники, в том числе защищённых ноутбуков, удовлетворяющих требованиям даже военных стандартов. Куда менее известно, что бывшая товарная марка Panasonic с 2008 года является именем японского индустриального гиганта, ранее известного как Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. А сейчас Panasonic Corporation нацелилась на активную экспансию на новый, но, похоже, самый перспективный рынок на планете — рынок «интернета вещей».
Обратимся к истории Panasonic Corporation. Основана компания была в 1918 году Коносукэ Мацуситой и занималась производством патронов для ламп накаливания. В 1927 году под брендом National она начала производство ламп для велосипедов — важного транспортного средством в небогатой тогда Японии. В годы Второй мировой Matsushita Electric Industrial является одним из главных подрядчиков японского военного ведомства, производя как свою профильную продукцию — электрооборудование и первые электронно-вакуумные приборы, — так и мобилизационную — самолёты с преимущественно деревянными конструкциями…
После капитуляции Японии Верховная штаб-квартира союзных сил ограничила возможности Matsushita Electric производить и военную продукцию, и целый ряд изделий общеиндустриального назначения. Это способствовало переориентации электротехнической фирмы на выпуск потребительских товаров. Скажем, электрический утюг был в те времена вполне высокотехнологичной бытовой техникой. В 1952 году на помощь Matsushita Electric Industrial Company приходит Philips: голландцы, блюдя традиции сотрудничества с Японией ещё времён сёгунов, создают совместный завод и обеспечивают доступ дисциплинированной рабочей силой к передовым технологиям.
В 1957 году Коносукэ Мацусита ознаменовал тридцатилетие бренда National развёртыванием высокоэффективной сети по продаже электротехнических и электронных товаров этой марки; National Shop быстро приобрела национальный масштаб. Ну а 1961 году стартовал и запатентованный шестью годами раньше «Панасоник»: надо было продавать в США телевизоры, а маркетологи доходчиво объяснили, что сорокалетние отцы семейств, совершающие крупную по тем временам покупку, — это именно те парни, что слушали речь Рузвельта «Day of Infamy», а потом шли на призывные пункты, и вряд ли они прельстятся японским именем.
Развитие Matsushita Electric Industrial Company шло и по линии организационных мероприятий (рабочим ещё в 1965 году установили два еженедельных выходных), и по линии маркетинга (фирма старалась сократить число звеньев-посредников в цепочках сбыта), и по линии собственно технологических новинок. Видеомагнитофоны и кассеты VHS; оставшийся вечной вершиной времён винила проигрыватель Technics SL-1200 MK2 — ещё один бренд компании, нынче доставшийся оборудованию для диджеев; первая домашняя хлебопечка, вернувшая в городской быт запах и вкус свежевыпеченного хлеба…
Перечислять нынешнюю продукцию Panasonic нет нужды. Отметим лишь, что в 2003 году появился ставший общеизвестным девиз Panasonic — «Ideas for life». Ну а пятью годами позже была переименована и сама фирма, чему предшествовала повсеместная замена всех названий, где присутствовало слово «Matsushita», на Panasonic. Это объяснимо. Уже кассетный видеомагнитофон требовал глобального рынка сбыта. И такому рынку лучше соответствует псевдоевропейское имя Panasonic. (Сочетание эллинского παν- с латинским sonus заставляет нервно вздрагивать уже немногих, знакомых с классической филологией…)
Так что благодаря этой политике продукцию Panasonic можно обнаружить в самых разных местах и самых разных сферах. Вот, скажем, автомобили от Tesla Motors, пожары которых повергают в панику широкие народные массы поборников технического прогресса и защиты природы. Так ведь бегают эти автомобили на литий-ионных батареях от Panasonic Corporation. Ну и «зелёные» машины от Toyota также без них не обходятся… В результате подразделение автомобильной и промышленной продукции приносит Panasonic около 37% выручки (вот как вырос давнишний бизнес по производству велосипедных лампочек; в нынешнем проекте SolarCity планируется использовать именно батареи машин Tesla).
Как рассказал агентству Bloomberg возглавляющий это подразделение Йосихико Ямада (Yoshihiko Yamada), в нынешнем финансовом году, то есть до 31 марта 2014-го, компания планирует выручить на автомобильных системах и комплектующих примерно 1,1 трлн иен, то есть $10,7 млрд по нынешнему курсу. Это будет превышать показатели предыдущего года на 10%. Ну а к марту 2016-го планируется иметь годовую выручку с автомобильного рынка в размере 1,3 трлн иен ($12,6 млрд).
Как видим, речь идёт об очень серьёзных деньгах. И для того, чтобы выручить их, Panasonic Corporation идёт на очень серьёзные вложения. В 2013–2016 годах компания инвестирует в работу с автомобильной отраслью более чем 120 млрд иен ($1,17 млрд). Ну а на НИОКР всех направлений у японского гиганта за это время уйдёт 300 млрд иен ($2,9 млрд). Такой ценой надеются к 2019 году удвоить выручку с автопрома и достичь уровня в 2 трлн иен (около $19 млрд).
Но для того, чтобы выйти на эти рубежи, Panasonic заходит в автомобильный сегмент самого, наверное, перспективного рынка на планете — рынка «интернета вещей». Почему его можно именно можно, чисто субъективно) так оценивать — как самый перспективный? Да потому что вещей в интернете уже больше, чем людей на планете, а в ближайшие годы станет намного больше. И Panasonic нацеливается на самый солидный и основательный подраздел этого рынка — автономные устройства, а именно роботизированные автомобили.
Причём господин Ямада относится к вхождению в новую для корпорации отрасль со всей осторожностью. Сначала предполагается завоевать рынок камер кругового обзора и сенсоров — того, что сегодня становится стандартным оборудованием автомобилей среднего класса; где-то уже C по европейской классификации не обходится без парктроников различного уровня изощрённости. (Вспомним, что начиналось все с фарочек для велосипедов…) То есть органы чувств для робокаров в производстве у японцев уже есть.
Следующим шагом, по мнению руководителя подразделения, должно стать налаживание сотрудничества в различных формах — от совместных предприятий до приобретения — с фирмами, имеющими опыт в автоматизации процессов вождения автомобиля. Путь, которым Matsushita Electric Industrial Company уже шла во времена сотрудничества с Philips. Без этого не обойтись: свою слабость, связанную с отсутствием опыта в этих вопросах, в Panasonic прекрасно осознают и к авантюрам не склонны…
Но осознают там и свои конкурентные преимущества — прежде всего опыт производства передовой технологической продукции в целом, но также и оригинальные технические решения, переносимые из других областей цифровой электроники. Вот, скажем, такая функция, как автоматическое распознавание лиц в фото- или видеокадре, на предмет фокусировки на них и для замера по ним экспозиционным параметров. Выросло уже поколение, абсолютно привычное к этой функции…
Но ведь умение выделять лица чрезвычайно важно и для камер кругового обзора. Даже если они исполняют роль дополнительных зеркал у человека-водителя, совсем неплохо распознать в окрестном пейзаже и подсветить на дисплее старушку с авоськой или отроковицу с пластмассовым кофейным стаканчиком, норовящих метнуться тебе под колеса со злобным и циничным пренебрежением к сигналам светофора в частности и к правилам дорожного движения вообще.
Ну а роботу-водителю такая функция абсолютно необходима, это conditio sine qua non («то, без чего невозможно»), ежели мы говорим о фирме, так любящей латинские слова. И наверняка такая технология в распоряжении Panasonic отнюдь не одна… И вот тут мы можем сделать интересные наблюдения. Последнюю пару лет японцы проводили политику жёсткого сокращения видов деятельности: свернули производства медоборудования, превосходных плазменных панелей, смартфонов. Ценой увольнения 71 тысячи сотрудников удалось выйти на рентабельную работу.
Но для того, чтобы эту рентабельность сохранить и приумножить, технологический гигант с почти что вековой историей, переживавший самые разные ситуации и успешно отвечавший на вызовы и экономики и технологии, вынужден идти в принципиально новую для него сферу деятельности. И сфера эта — «интернет вещей». Очень интересный индикатор: похоже, что самое интересное и прибыльное в эти годы будет происходить именно в области Internet of Things.