Старожилы русскоязычного интернета в целом и «Компьютерры» в частности наверняка помнят, как создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли в своё время предложил термин «Семантический веб», который иногда ещё переводят как «Семантическая паутина». Семнадцатого мая 2001 года в журнале «Scientific American» была опубликована программная статья «Семантический веб», в которой господин Бернерс-Ли изложил основные черты этой новой модели. Если коротко, то семантический веб — это машинный интернет. Если обычно мы извлекаем данные из Сети посредством браузера, который преобразует HTML в понятную и удобную форму, то семантический веб строится на базе онтологий, благодаря которым компьютер может извлекать факты и делать логические заключения.
Собственно говоря, однажды на страницах «Компьютерры» уже была обозначена эта концепция, и ссылка на соответствующую статью есть даже в списке русскоязычной Википедии. В том материале под названием «Ахиллесова пята Семантического Веба» подробно и не без лёгкого хулиганства описан феномен:
«Итак, сводим воедино прекрасную картину Семантического Веба: все ресурсы Сети выглядят как “анкеты” на языке RDF, излагающие смысл, а не внешний вид; во всех имеются ссылки на схемы-описания полей этих анкет и словари общих терминов. Пользователь же вооружён не пассивным “браузером”-просмотрщиком, а активным интеллектуальным агентом, работающим на уровне данных (независимо от их источника), а не страниц. То есть: из онтологии популярных фотосайтов вытащил порносайты, отобрал с них изображения по восьмидесяти критериям вкуса пользователя и вывел аккуратным списочком, доступным для дальнейшей сортировки, фильтрации и вду-у-у-умчивого просмотра».
Однако далее мы читаем:
«Вообще говоря, превалирующим “сторонним взглядом” на перспективы идей Семантического Веба долгое время был абсолютный пессимизм и неприятие. Причины, в общем, можно легко предположить: среди всего разнообразия сайтов, созданных разнообразнейшими методами, руками авторов с разнообразнейшей квалификацией, трудно ожидать вспышки интереса к “правильной”, осмысленной выдаче данных — тем более что выгоды каждого конкретного сайта/сервиса от собственной семантичности малоочевидны, а квалификации создателей не всегда хватает на семантически правильное использование элементов простого HTML, вроде заголовков и списков. Да и сама идея полной (или по крайней мере существенной) замены современного Веба Новым Вебом казалась утопией — при полном отсутствии так называемого killer app, привлекательного и общеполезного приложения (не гипотетического, а работающего “здесь и сейчас”), которое делало бы преимущества Нового Веба очевидными любому».
Стоит заметить, что на момент окончания 2013 года Дивный Новый Веб и впрямь поживает не то чтобы слишком хорошо. Gigaom даже привела причины провала этой, многообещающей по сути, затеи. Однако в общих чертах эти причины описаны в «Компьютерре» ещё много лет назад, ведь термину «Семантический веб» уже ни много ни мало 12 лет. Гораздо интереснее то, что идея как таковая не была окончательно забыта — и оказалось, что похожую мысль собираются реализовать… в облачном пространстве.
В Сети всё больше разговоров о так называемом Cognition-as-a-Service, распознавании как сервисе. Коллеги ещё не пришли к общему русскоязычному варианту перевода этого термина, но «когнитивность как сервис» я считаю излишне калькированным вариантом. CaaS — это облачная технология, которая сделает каждое приложение «умным». Приложения смогут взаимодействовать с пользователями как виртуальные ассистенты, они станут полностью интерактивными или (в данном случае) когнитивными. Например, если ваш календарь станет когнитивным приложением, то для него откроются возможности интеллектуального взаимодействия с вами, он сможет помогать вам управлять своим временем и стать едва ли не персональным ассистентом. Разумеется, «искусственный интеллект», стоящий за таким календарём, будет находиться в облаке. Конечно, когнитивные приложения — это далеко не пресловутый искусственный интеллект в классическом понимании. Но такие приложения намного «умнее» своих современных собратьев.
Ключевое отличие когнитивных приложений от всех остальных — это общая когнитивная платформа, которая находится в облаке. Это могут быть всевозможные API, платформы и технологии, способные сделать «разумными» любые приложения, устройства и даже составляющие «интернета вещей». С течением времени и развитием CaaS всё больше приложений будут становиться интеллектуальными. В доказательство можно привести несколько проектов, которые были осуществлены за последнее время.
- Стартап Vicarious разработан как новая форма искусственного интеллекта, который способен читать защитные изображения типа CAPTACHA. В обиходе — капча, то есть изображения, которые может прочесть и распознать только человек.
- Компания Next IT анонсировала платформу Alme, на базе которой будут построены виртуальные медицинские ассистенты.
- Google сейчас активно делает свой поиск всё умнее и умнее за счёт добавления контекстуальных возможностей для поисковых запросов. Собственно говоря, голосовой поиск Google сейчас составляет серьёзную конкуренцию Siri.
- Стивен Вольфрам анонсировал Wolfram Language — язык, моделирующий практически любые явления и легко комбинирующий приложения с самыми различными типами данных. Стивен называет его «языком глобального мозга».
- Наконец, IBM сообщила о том, что она открывает доступ сторонним разработчикам, которые теперь смогут создавать когнитивные приложения на базе распознавательных способностей Watson.
Взяв на заметку только эти примеры, можно заключить, что борьба крупных вендоров за CaaS-рынок и когнитивные приложения уже началась. Google и Apple пытаются захватить рынок персональных ассистентов, IBM и Wolfram Alpha расширяют доступ к когнитивным платформам. Кто первым создаст собственное API для того, чтобы любой разработчик мог разработать когнитивное приложение на базе вычислительной экосистемы вендора? Google, Apple, Amazon, Facebook, Microsoft — все потихоньку включаются в эту игру. Хотя многим уже сейчас очевидно, что в долгосрочной перспективе проприетарная платформа не будет расти по экспоненте. А вот проект с открытым исходным кодом вполне может составить серьёзную конкуренцию глобальным игрокам.
Так или иначе, когнитивные приложения, делающие CaaS явлением осмысленным, совершают сегодня то, чего не удалось достичь посредством семантической сети. А именно — популяризируют искусственный интеллект и делают когнитивность и машинный язык абсолютно потребительскими технологиями.