В последние годы в России наблюдается уверенный рост числа коммерческих центров обработки данных, причём на российский рынок пытаются выйти не только отечественные компании, но и зарубежные фирмы, в том числе и имеющие солидный опыт предоставления услуг дата-центров. В полном соответствии с общемировыми тенденциями современные коммерческие ЦОДы уже больше ориентированы не на услугу колокейшен (collocation), то есть размещение оборудования заказчика, а на полноценные облачные сервисы.
И если до недавнего времени наибольшим спросом из облачных услуг пользовались сервиса класса SaaS («программное обеспечение как услуга»), то сегодня всё больше клиентов привлекают услуги IaaS («инфраструктура как услуга»), предоставляющие заказчику максимум гибкости в разработке и внедрении самых сложных проектов. При этом заказчиками услуг IaaS уже выступают не только крупные компании с миллионными оборотами, но и средний бизнес.
По данным компании Parallels, за 2013 год совокупный объём потребляемых в России облачных приложений и инфраструктуры вырос на 32% по сравнению с 2012-м и составил 20,5 млрд руб. ($633 млн), при этом российский рынок IaaS вырос на 36%, достигнув 7,8 млрд руб. ($242 млн). Специалисты Parallels прогнозируют, что в ближайшем будущем рынок IaaS будет расти со среднегодовым темпом в 30% и к концу 2016 года достигнет отметки в 17 млрд руб. ($526 млн).
Экспертное мнение
Алексей Севастьянов, заместитель генерального директора компании DataLine
— Как давно вы предоставляете услуги IaaS и насколько вырос за последнее время с прос именно на виртуальные мощности в качестве инфраструктуры?
— DataLine предоставляет облачные сервисы около трёх лет, и спрос на IaaS-направление постоянно растёт: компании, которые начинали с переноса в облако некритичных ИТ-сервисов, дозрели до миграции боевых систем. При этом интерес к IaaS сегодня проявляют и сегменты рынка, поначалу настороженно относившиеся в облачной модели как таковой.
Сейчас доля IaaS в структуре наших услуг составляет 12% и, по нашим прогнозам, уже в следующем году достигнет 18%.
— Каковы особенности облака CloudLine Metrocluster и его конкурентные преимущества?
CloudLine MetroCluster — это катастрофоустойчивое облако (IaaS) для business critical приложений и данных. Архитектура решения позволяет гарантировать непрерывную доступность сервиса и сохранность данных даже в случае выхода из строя всего дата-центра. Это ключевое отличие CloudLine MetroCluster от нашей базовой IaaS-услуги (отказоустойчивое облако) и от облачных сервисов других игроков рынка. База для CloudLine MetroCluster — наша сеть ЦОДов; расстояние между дата-центрами составляет 33 км. В основе катастрофоустойчивого облака — высокопроизводительные серверы, системы хранения данных (СХД) NetApp и программное обеспечение VMware vSphere. Благодаря синхронной репликации данных на уровне СХД «точка возврата» (Recovery Point Objective, RPO) здесь составляет 0 минут — иными словами, CloudLine MetroCluster исключает потерю данных даже в случае серьёзных аварий. Восстановление виртуальной среды (Recovery Time Objective, RTP) занимает от двух минут.
— В чём вы видите перспективы развития ЦОД в условиях повышения спроса на коммерческие облачные сервисы? Какие модели предоставления услуг будут наиболее востребованными в обозримом будущем?
— Дата-центры проявляют активный интерес к развитию облачных сервисов на своих площадках. Уже сейчас на ИТ-рынке облака — это отдельное направление бизнеса, которое развивается более быстрыми темпами по сравнению с традиционными услугами по размещению физического оборудования (колокейшен). Для предоставления облачных сервисов операторы ЦОДов разворачивают специализированную сетевую инфраструктуру и системы хранения данных. Большое внимание уделяется вопросам информационной безопасности, особенно при создании частных облаков. Тем не менее ещё рано говорить о том, что в российских коммерческих дата-центрах отдельные машинные залы обустраиваются исключительно под облачные вычисления. Но рынок движется в этом направлении, и такие залы могут появиться в уже ближайшие два–три года.
Несмотря на все заявления о росте услуг SaaS, основной моделью облачных сервисов (с точки зрения объёма выручки) остаётся IaaS.
Стоит также отметить, что различия в моделях продаж, тарификации и технической поддержки появляются в зависимости не только от модели облачных услуг, но и от размера компаний-заказчиков. Для сектора микро- и малого бизнеса, а также физических лиц характерна продажа типовых виртуальных ресурсов в публичном облаке через сайт провайдера с максимальной автоматизацией всего процесса заказа и дальнейшего биллинга (как правило, в виде абонентской платы). Заказчик получает в пользование типовое решение за небольшие деньги, но со «скромным» SLA и «ненавязчивой» техподдержкой. Средние и крупные компании, а также государственные организации хотят получать более персонифицированный сервис с возможностью гибкого изменения с течением времени количества потребляемых ресурсов. Для данных компаний очень большую роль играет уровень SLA и технической поддержки. Такие заказчики могут поставить перед провайдером более сложные задачи, нежели простое предоставление виртуальных ресурсов: например, сопровождение проекта по миграции ERP-системы в облако.
Облачная инфраструктура IaaS обеспечивает доступ заказчика не только к самим вычислительным мощностям, но и к управлению виртуальным сетевым оборудованием. При этом в руках клиента остаётся выбор и контроль вычислительного и сетевого оборудования, а также операционных систем, средств виртуализации и прикладного программного обеспечения. Облачный провайдер занимается лишь доступностью и отказоустойчивостью тех сервисов, которые установил и настроил себе заказчик.
В рамках IaaS клиенту доступны самые различные компоненты, описываемые некоторыми специалистами как Аnything as a Service, то есть «всё что угодно как услуга». Среди таких элементов называют прежде всего Storage as a Service («хранение как услуга»), Communication as a Service («связь как услуга») и Network as a Service («сеть как услуга»). Отдельным элементом IaaS можно считать и Monitoring as a Service — «мониторинг как услуга», обеспечивающий наблюдение и управление всем комплексом различных инфраструктурных компонентов.
При рациональном подходе модель IaaS позволяет сэкономить немалые средства. В частности, при использовании сервиса Storage as a Service у заказчика исчезает необходимость организации собственной инфраструктуры хранения, решения задач резервного копирования и всех прочих технических и программных задач, которые по условиям SLA возлагаются на облачного провайдера.
Классический пример инфраструктурного облака — это крупнейший в мире сервис Amazon Web Services (AWS), запущенный ещё в 2002 году. В современном виде AWS существует с 2006-го и предлагает два основных сервиса — Elastic Compute Cloud (EC2) и Simple Storage Service (S3). Первый из них предоставляет в аренду заказчикам образы виртуальных машин, а второй — облачное хранение данных без каких-либо формальных ограничений объёма. AWS располагает мощнейшим инструментарием для построения, администрирования и мониторинга облачной инфраструктуры и может предложить клиентам самые изощрённые варианты настройки.
Услуги Amazon Web Services доступны и из России, однако в силу различных причин, в том числе отечественного законодательства об обработке персональных данных, большинство российских компаний попросту не может использовать этот сервис. Российские облачные провайдеры, конечно, по масштабам несопоставимы с AWC, и им пока недостаёт гибкости Amazon, зато у контролирующих органов и спецслужб не будет вопросов к клиентам таких сервисов.
По информации J’son & Partners Consulting, на конец 2012 года услуги IaaS на российском рынке предоставляли 11 крупных игроков: ActiveCloud, Clodo, Cloud One, КРОК, Parking.ru (группа Inoventica), Selectel, «Ай-Теко», «Оверсан», «Скалакси», Cloud4Y, Dataline. При этом компания CloudGate («Скалакси») c 1 августа 2013 года прекратила оказание услуг IaaS. Лидером по выручке от предоставления услуг IaaS в 2012 году была компания «Ай-Теко», следом за ней идёт КРОК (в 2011 году компания «КРОК» являлась лидером по выручке). Обе фирмы работают с крупным бизнесом. Третье и четвёртое места занимают ActiveCloud и Parking.ru (группа Inoventica) соответственно.
Экспертное мнение
Григорий Атрепьев, директор по развитию бизнеса компании DataLine
— Каковы важнейшие различия в требованиях к безопасности, предъявляемых в разных моделях облачных сервисов SaaS, PaaS и IaaS?
— Каждый следующий уровень аутсорсинга (IaaS — PaaS — SaaS) подразумевает большее проникновение провайдера в структуры и данные заказчика, поэтому неизбежно появляются дополнительные требования по информационной безопасности. Например, при переходе с IaaS на PaaS в поле работ провайдера попадает ОС и СУБД. В этой связи возникает дополнительная необходимость в обеспечении целостности данных и ограничении доступа с помощью продуктов, совмещающих в себе функциональность IP VNP, FW, IPS и т. д. и имеющих сертификацию ФСТЭК. При этом ряд программных продуктов по защите доступа (как, например, CyberArc) остаётся актуальным и востребованным во всех трёх облачных моделях.
Одним из принципиальнейших для заказчика критериев выбора коммерческого ЦОДа наряду с безопасностью является его надёжность. Стандарт Uptime Institute (Института бесперебойных процессов) предполагает четыре уровня надёжности — от Tier I до Tier IV, по возрастанию отказоустойчивости от 99,671% до 99,995%. При этом высшим, четвёртым уровнем надёжности со временем простоя не более 0,4 часа в год в России обладает единственный дата-центр «Технопарк-Мордовия», расположенный в Саранске. Сертификаты третьего уровня, предусматривающие отказоустойчивость 99,982% и время простоя не более 1,6 часа в год, имеют три российских площадки, принадлежащие компаниям DataSpace и «КРОК», а также Сбербанку РФ.
Многие специалисты считают, что в современных российских условиях сертификация Uptime Institute — это неоправданная трата средств и времени: требования этой организации чрезвычайно строги, а значимых конкурентных преимуществ такой сертификат не даёт. Большинство недавно построенных дата-центров (не старше примерно семи лет), расположенных в отдельных и специально подготовленных строениях, отвечают всем требованиям уровня Tier III, хотя и не имеют официального сертификата. К тому же даже при наличии сертификата никто не может гарантировать заявленной отказоустойчивости, поскольку стандарты не учитывают ни возможности технических сбоев в работе оборудования, ни пресловутого человеческого фактора, который всегда вносит значительные поправки в реальное функционирование любой техники.
Значительно больше внимания в России уделяется безопасности ЦОДов: именно гарантии безопасности доверяемых облаку данных выступают сегодня важным критерием выбора дата-центра. Поэтому многие облачные провайдеры считают важным получить сертификацию по стандарту ISO/IEC 27001. Поскольку это отдельная большая тема, мы посвятим её обсуждению специальную статью.
Наконец, для подавляющего большинства заказчиков в секторе IaaS решающее значение имеет соотношение цены и качества. Понятно, что высокую доступность и отказоустойчивость можно обеспечить лишь путём серьёзных капиталовложений в инфраструктуру и архитектуру облака, поэтому компромисс здесь неизбежен. А поскольку набор услуг при аренде облачной инфраструктуры сам по себе невелик, в отличие от SaaS и PaaS, то некоторые клиенты просто не считают целесообразным переплачивать за более качественный уровень обслуживания и более строгие требования SLA. Более того, на выбор конкретного провайдера часто влияют и неформальные факторы — личные знакомства, заинтересованность в каких-то совместных проектах и прочее.
С другой стороны, существует довольно обширная категория клиентов, которые готовы мириться с периодической недоступностью облака, поскольку это не слишком критично для их бизнеса, но взамен требует минимального уровня оплаты. Таких заказчиков вполне удовлетворяет стандартная компенсация в размере 1/720 от месячной абонентской платы за час недоступности облака, которая, разумеется, абсолютно неприемлема для серьёзных проектов.
Эту нишу с удовольствием занимают так называемые трэш-дата-центры, нередко не отвечающие даже Tier I и фактически остановившиеся на уровне услуг класса колокейшен, хотя и рекламирующие себя именно как облачные сервисы. О каких-то гарантиях безопасности здесь говорить, конечно, не приходится.
Так или иначе, многие специалисты и аналитические агентства связывают рост популярности коммерческих ЦОДов именно с услугой виртуализации инфраструктуры. По результатам исследования российского рынка облачных решений IaaS эксперты компании J’son & Partners Consulting прогнозируют, что к 2017 году его объём составит немногим менее 8 млрд руб., а среднегодовой темп роста за 2012–2017 годы составит 45%. По мнению аналитиков, фактором роста рынка может послужить снижение стоимости на облачные сервисы, причём рынок будет в большей степени расти в зависимости не от того, как существующие сервисы будут улучшать свой функционал, а от того, как будут появляться новые сервисы, ещё не представленные на российском рынке.