Есть в ИТ такие термины, которые вроде и набили уже оскомину, но всё равно не сходят с уст, поскольку некоторые явления можно описать только посредством этих терминов. Одно из таких словосочетаний — Disruptive innovation, то есть инновация подрывного толка, радикально меняющая суть происходящего на рынке.
«Ещё в 1995 году гарвардский профессор Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen) написал статью “Disruptive Technologies: Catching The Wave”. Фактически он обосновал новый тип инновации, обозначение которого неуклюже перевели на русский как “подрывная инновация” или “подрывные технологии”. Понимание этого термина дало шанс выйти на глобальный рынок тысячам, если не миллионам молодых компаний, которые до этого просто не могли потягаться с корпорациями-колоссами.
А идея профессора, если коротко, заключалась в том, что в бизнесе можно двигаться по одному из двух путей. Можно — по пути основной технологии (технологии бизнеса как такового, технологии маркетинга или информационных технологий в частности), совершенствуя и оттачивая её для достижения успеха. Основная технология означает в этом случае привычный, проверенный способ ведения дел. А можно двигаться по пути подрывной технологии — прогрессивному, способному отрицать основную технологию благодаря своей эффективности. Изобретать новые способы ведения привычного бизнеса. И эта подрывная инновация стала настолько популярным методом среди молодых компаний, что мастодонты рынка просто не успели перестроиться» («Создание подрывных инноваций как задача CIO«).
Классическим примером подрывной инновации стали облачные технологии, которые в течение всей своей истории идут бок о бок с инновационной терминологией. В действительности облачные технологии «подорвали» как минимум два рынка — софтверный и серверный. В случае с софтом все предустановленные программы было предложено заменить на более гибкий, дешёвый и масштабируемый способ выполнения задач, который к тому же не налагает контрактных обязательств; так появились SaaS. Серверный рынок был сдвинут с насиженного места благодаря виртуализации, ставшей частой гостьей в ЦОДах облачных провайдеров, которые ещё и предоставляют виртуализационные услуги своим клиентам. Посему нет ничего удивительного в том, что облака «качнули» многие рынки: уж очень подрывной оказалась эта технология.
Но, пожалуй, подробнее всех остальных мест, где наследили облака, мы остановимся на серверном рынке. Ещё недавно мы говорили о драматическом падении продаж на рынке персональных компьютеров. Тогда причиной стал взрывной рост продаж планшетных компьютеров, цикл обновления технического парка в большинстве компаний и общий экономический спад:
«Давайте взглянем на свежайший отчёт IDC о состоянии рынка персональных компьютеров. В первом квартале 2013 года было продано 76,3 миллиона единиц компьютерной техники. Много это или мало? Это, скажем так, намного меньше, чем в прошлом квартале: исследователи зафиксировали падение аж на 13.9% по сравнению с последним кварталом 2012. А предполагалось, что рынок просядет не более чем на 7,7%, что тоже немало, но и не катастрофа. А так получается, если сравнивать с ежегодным падением рынка, что это худший квартал для ПК начиная с 1994 года, когда International Data Corporation начала исследовать рынок».
А сегодня облачные технологии для серверного рынка — это ровным счётом то же самое, что для рынка ПК планшетные компьютеры. Новая, популярная, во многом потребительская технология, которая сильно влияет на продажи, и влияет не лучшим образом.
Согласно отчёту IDC, продажи крупнейших вендоров на серверном рынке упали на 3,7%, до $12,1 млрд. HP удалось восстановить лидерские позиции на рынке и удержать долю в 28,1%. Собственно говоря, HP и Cisco — единственные крупные вендоры, которым удалось вырасти за этот непростой третий квартал 2013 года. Остальные вышли из него со значительными потерями: IBM недосчиталась 19,4%, Dell упала на 6%, Oracle — на 16%. Эти результаты крупных компаний позволили азиатским поставщикам ноунейм-оборудования отвоевать себе ещё немного рынка. И пусть их консолидированное место на нём оказывается лишь шестым по величине; став конгломератом, эти производители смогут оказать достойное сопротивление даже HP и IBM. Вообще, такие результаты третьего квартала IDC связывает не только с облаками: компания утверждает, что рынок обвалили плохие продажи Unix-серверов. А это, в свою очередь, вызвано тем, что цикл обновления в большинстве крупных компаний заканчивается лишь в первой четверти 2014-го, поэтому пока что приходится лишь констатировать неудачный квартал.
Другая уважаемая исследовательская фирма — Gartner — чуть более оптимистична в своей оценке текущей ситуации, однако даёт не лучший прогноз на будущее. По мнению её аналитиков, продажи на серверном рынке в третьем квартале 2013 года упали лишь на 2,1%, сократив рынок до $12,34 млрд.
Официальные причины произошедшего, которые озвучивают обе исследовательские компании, сводятся к тому, что в индустрии наблюдается явное падение продаж некогда самых популярных Unix-серверов, что сегменты рынка консолидируются — и это вызывает определённый спад, а также к тому, что экономика в целом переживает не лучшие времена. Но все эти объяснения стоит воспринимать с определённой долей скепсиса. По сути, серверный рынок активным образом подрывают все те же облака, о которых мы говорили в самом начале. Комментируя исследование, аналитик IDC Мэтт Иствуд (Matt Eastwood) сказал: «Современная архитектура приложений предполагает перемещение нагрузки с локальных серверов на дата-центры сервис-провайдеров. А это открывает большой рынок для китайских ODM- и OEM-производителей». По данным исследования, этот сегмент сейчас составляет до 14,4% всех поставок серверов. Причём, 79,6% всех OEM-серверов продаются таким компаниям, как Google, Amazon, Facebook и Rackspace. За исключением соцсети, выстраивающей собственную обширную инфраструктуру, всё это — облачные провайдеры, которые просто расширяют свои ЦОДы для того, чтобы сдавать в аренду виртуальные машины или предоставлять хранилище.
Комментарии, как говорится, излишни. Облака вторглись на серверный рынок, и в ближайшее время он будет значительно реструктурирован. Продажи OEM-поставщиков продолжат расти, а у крупных вендоров будут падать серверные продажи, но расти — количество контрактов на облачные услуги и виртуализацию. В ближайшем будущем это может изменить и рынок труда, поскольку специалистов, работающих с серверами, больше не останется. Будут либо операторы ЦОДов, либо менеджеры облачных сервисов и систем. Вот такая подрывная технология.