Познание нынче все больше и больше проходит по ведомству информационных технологий (о познавательных услугах, CaaS — cognition as a service — подробно расскажем вскоре) и служит основой для целого ряда высокотехнологических и высокоприбыльных бизнесов. Но самым важным родом познания все ещё является осуществляемое людьми — и в значительной степени в стенах учебных заведений, в рамках формирования нового поколения. И вот тут-то, в ранжировании этих самых заведений, похоже, назревают очень интересные перемены.
О рейтингах лучших университетов планеты, составляемых британским журналом The Times Higher Education, мы рассказываем систематически (см., например, «Всемирный забег университетов, сезон-2013/2014«). А вот теперь в семействе табелей о рангах — прибавление! Впервые составлен рейтинг для высших учебных заведений развивающихся стран. Точнее — Рейтинг стран BRICS и стран с растущей экономикой — 2014. Посмотрим же на него подробнее — ведь наша страна и есть литера «Эр» в BRICS…
Так вот, позиции, отданные отечественным университетам в этом перечне, вызывают чувство глубочайшего беспокойства. Ну, на первый взгляд все не так плохо: Московский государственный университет имени Ломоносова входит в «первую десятку». Да, входит… Но — на десятом месте. А кроме него, в сотню входит ещё только один российский вуз — Санкт-Петербургский государственный университет. И всё… То есть даже по меркам высшего образования развивающихся стран на территории в восьмую часть населённой суши планеты горят только два огонька… Два университета двух российских столиц.
А открывается список сразу двумя китайскими университетами, Пекинским и Цинхуа; позиции перед МГУ занимают четыре вуза континентальной Поднебесной и Тайваньский национальный университет… Всего же к сотне причислено 23 университета КНР и 21 — островного Китая, в просторечии Тайваня! Знаете, если соотнести численность китайцев с численностью остального населения планеты, минус так называемый золотой миллиард, то мы увидим, что их удельная образованность изрядно превосходит средний уровень!
А кто же у нас на третьем месте в списке? А вот тут вылезает Кейптаунский университет из ЮАР, в последнее время дополнившей изначальный BRIC своей S… И сколько же южноафриканских университетов в списке? А пять; и четыре идут впереди СПбУ… Страна втрое меньше нашей по населению, а в области высшего образования вырывается вперёд. И нельзя же сказать, что дело в деньгах: доход на душу населения в Российской Федерации в 2012 году Всемирный банк оценил в $14 037, а в ЮАР — $7 508… Доход вполовину меньше, население меньше втрое, а университетов в Топ-100 пять вместо двух…
А континентальному китайцу приписывают ещё меньший годовой доход, $6 188… Но, и соотнося с численностью населения, где-то в десяток раз большей, чем у нас, система высшего образования Поднебесной добилась 23 мест в списке против двух у нас, при доходах на человека меньших в два с половиной раза… А вот ещё одна очень интересная страна — Турция. Сразу три места в первой десятке! Семь мест в списке. Население — половина от нашего. И доход на душу населения в полтора раза ниже, $10 666 (что знают все — россияне же ездят отдыхать в Турцию, а не наоборот).
Тут очень интересно вспомнить, что современная Турция — это государство, созданное по итогам Первой мировой на обломках Османской империи. Причём созданное Ататюрком как сугубо светское государство, в парадигме европейского Просвещения. И, как показывает данный рейтинг, традиции эти сохраняющая. Десятка из пяти китайских, одного юаровского и трёх турецких, завершаемая МГУ, заставляет задуматься очень о многом…
А есть же ещё и Бразилия, представленная в списке четырьмя университетами, начиная с одиннадцатого места. И есть миллиардная Индия с десятком мест, стартующих с тринадцатого. Пять мест у тоже любимого российскими туристами за дешевизну Таиланда (наводнение в котором способно загнать вверх цены на мировом рынке жёстких дисков). И даже нищий и сотрясаемый гражданскими катаклизмами Египет имеет три места в списке. А четыре места Польши и по три — у десятимиллионных Венгрии и Чехии совсем не удивляют на этом фоне…
То есть мы можем отметить начало нового, очень интересного процесса. Если пользоваться терминологией времён холодной войны, то в странах бывших второго и третьего мира (то есть — социалистических и развивающихся) идут мощнейшие процессы изменения, скажем так, образовательной географии. В интеллектуальную сверхдержаву интенсивно превращается Китай. (Что, заставляет совсем по-новому взглянуть, например, на интерес Foxconn к роботизации («Армия роботов:«). Турция, которую в ЕС не пускают (несмотря на длительное пребывание в НАТО и участие в Корейской войне на стороне янки), образованием занимается серьёзно.
Так что, глядя на интеллектуальный пейзаж, складывающийся в двадцать первом столетии, может быть, стоит отойти от привычного евроцентризма? (Не забывая, конечно, что рейтинг составлен англичанами…) И в этом нам поможет подлинно международный рейтинг Программы оценки международных достижений учащихся — 2012, проводимый ОЭСР. По личному мнению автора, тесты эти превосходны. Это именно то, что позволяет оценивать готовность школьников в мире «умных машин» и «интернета вещей». Ну, взгляните хотя бы сюда…
Как мы видим, задача, предлагаемая школьникам, имеет самое прямое отношение к робототехнической тематике. Хотя робот тут — абсолютно реальный и очень полезный в быту — всего лишь пылесос. Но этим детям предстоит жить в мире, где автомобили («Роботы и люди на улицах Гётеборга«) и погрузчики (“Интернет вещей” ловит ветры глобализации«) водят киберводители, и умение вынести суждение об их поведении и сформировать на основании него свои действия (в данном случае галочка в нужной позиции) жизненно необходимо любому жителю Земли.
А есть ведь и ещё один смысловой слой, стоящий за этим тестом. Робот-пылесос — это ведь прямой потомок кибернетических черепах 40–50-х годов. А строили те модельки вполне серьёзные люди — скажем, из Института электротехники АН УССР: там были созданы «Тортилла-1» и «Тортилла-2», которые описывались в рецензируемом журнале «Автоматика» (№2 за 1959 год). И современная theoretical computer science в какой-то мере обязана своим развитием наблюдениям над давнишними смешными машинками. Каковые наблюдения и предлагается ныне воспроизвести детям в тесте PISA-2012…
Да и часть с чтением неплоха. Проверить, что ребёнок понимает из басен Эзопа… Ну да, хорошо было бы, учитывая роль Эллады в истории наук, читать их в оригинале — но, как говорится, за отсутствием гербовой пишем на простой, пусть пользуются хоть переводом! Так что тест очень неплох. А вот результаты… Ну, скажем, что у российских школяров сейчас 34-е место из 65. А за три года до этого, по тестам PISA-2009, было всего лишь 41-е («Российское образование в PISA«). Небольшой, но подъем! И — местная школота обошла по успешности американцев и даже израильтян.
Янки отстали от наших на две позиции, а израильтяне — так на целых восемь! Это очень интересно: ведь ещё том «Россiя» дореволюционной энциклопедии Брокгауза отмечал на странице 399 высокую долю еврейского населения Империи — в значительной степени позже составившего население Израиля: чуть ли не каждый восьмой в гимназиях и прогимназиях, включая женские. А вот сейчас Россия превзошла Израиль по международным тестам достижений учащихся. И США перегнала, несмотря на несопоставимо большие средства, выделяемые янки на образование.
Но особенно радоваться оснований нет. В том числе и европейцам. По тестам PISA-2012 лидируют китайцы (континентальные, островные и из бывших колоний), корейцы и японцы. Десятку замыкают изрядно уступающие лидирующему Шанхаю крошечный Лихтенштейн, Швейцария и Голландия. И в этом нет никаких тайн. Никакой загадочной восточной души. Все очень просто и понятно. Надо заниматься! Долго и систематически! И всё… И без зубрёжки тоже не обойтись. Для того чтобы открылись красота и изящество математики, нужно долго и уныло запоминать тригонометрические формулы и стандартные неопределённые интегралы.
И — царских путей в науках нет. Да, часть тех, кто усердно зубрил, так и останутся начётчиками. Но все, кто такой зубрёжкой не занимался, гарантированно ничего знать не будут. Не сформируются у них те нейросети, которые запускают ассоциативные цепочки творчества. Тут в технических университетах пытаются (на бюджетных местах) преподавать ТФКП детям, не умеющим решать квадратные уравнения. Профессор начинает разбираться, откуда ж такие берутся? А оказывается, их в школе не учили таблице умножения и устному счёту: мол, есть калькуляторы…
Так что резюмируем. В тех странах, где никакой политкорректностью в образовании и не пахнет и где детей учат, а не формируют из них личности, результаты, которые показывают и журналистские рейтинги университетов, и международные образовательные тесты, говорят о привычном: что посеешь, то и пожнёшь… При куда более скромном, чем наше, финансировании. Чем раньше общество поймёт, что необходимо резкое повышение требований к учащимся, тем лучше будет и самим учащимся, и обществу в целом. Ведь, несмотря на все политкорректные маски, мир экономики знаний будет беспощаден к тем, кто ими, знаниями, не обзавёлся!