Говорить о технологиях и рынке одновременно — задача весьма нетривиальная. Потому что происходящее на рынке зачастую зависит не столько от технологических подвижек, сколько от действий и усилий конкретных компаний и людей. Это как смотреть на высотное здание и думать: «А ведь за каждым таким зданием стоит решение конкретного человека, его желание взять и построить небоскрёб». Так и с рынком: мы в целом понимаем, что на нем происходит, видим расстановку сил и можем с большей или меньшей точностью прогнозировать, как он изменится в ближайшее время. Однако любой технологический рынок настолько подвижен, что аналогия с небоскрёбом тут же теряет всякую актуальность.
Вот, например, по исследованию Synergy Research Group, Amazon на сегодня занимает 28% облачного рынка в наиболее ёмких сегментах в денежном выражении — IaaS и PaaS. Учитывая, что во втором квартале 2013 года (в рамках которого и делали статистический срез исследователи) чистая прибыль на глобальном рынке IaaS и PaaS составила $2,25 млрд, Amazon претендует как минимум на $630 млн. Если взглянуть на график исследования, где приводятся данные за второй квартал 2012 и 2013 годов, то становится понятно, что Amazon является безоговорочным лидером рынка, оставляя далеко позади Google, Microsoft и IBM, суммарная доля которых хоть и выросла, но лишь на йоту перевалила за половину показателя Amazon. Стоит ли здесь говорить о монополии? Не совсем, но некоторую форму естественной монополии здесь явно можно усмотреть. И, совершенно очевидно, что ситуация не могла оставаться такой слишком долго.
А что происходит, когда небольшие по рыночной доле конкуренты решают дать бой монополисту? Разумеется, консолидация. Но согласитесь, что Google, IBM, Microsoft и прочих ИТ-гигантов, во-первых, трудно назвать мелкими игроками рынка. А во-вторых, чрезвычайно трудно представить ситуацию, в которой они будут объединяться. Однако время от времени происходит и такое. Причём сегодня на рынке наблюдаются сразу два крупных объединения облачных провайдеров, которые, очевидно, планируют составить значительную конкуренцию Amazon.
В мае сего года Dell объявила о том, что свёртывает инициативу по развитию собственного публичного облачного сервиса и вместо этого планирует вступить в партнёрские отношения с лидерами рынка. Совсем недавно эти планы были реализованы, и Dell обрела партнёрство с Google, Microsoft, CenturyLink, RedHat и Dropbox. Все эти гиганты теперь находятся в одной экосистеме, созданной Dell. Примерно в это же время похожую инициативу запустила Microsoft, создав Cloud OS Network — облачный консорциум, куда входят такие громкие имена, как Fujitsu, Capita, CSC и многие другие. Полагаю, что людям и компаниям, активно пользующимся облачными услугами, а также присутствующим на этом рынке, будет небезынтересно узнать о том, что предлагают эти «прекрасные союзы» и как они выглядят изнутри.
Консорциум, образованный компанией Dell, отлично перекрывает все нужды потребителей публичных облачных сервисов. У Microsoft, равно как и у Google, огромный пул клиентов, пусть не такой большой, как у Amazon, но тем не менее. К слову, Google недавно вошла ещё и на рынок IaaS, чем пока не может похвастаться Microsoft. В то же время Dropbox, входящая в это партнёрство, является отличным примером потребительской модели SaaS для хранения и отправки файлов, что может пригодиться в том числе и корпоративным пользователям, поскольку история знает немало примеров, когда довольно крупные компании пользовались Dropbox в качестве файлового сервера, распределённого между филиалами. Ещё один участник сего союза — CenturyLink — обслуживает крупные корпоративные структуры, в том числе и государственные (в США). Таким образом, не открывая собственного публичного облака, Dell создала экосистему, которая обслуживает все сегменты облачного рынка.
Клиенты Dell получают доступ к вычислительным мощностям партнёров компании, дисковому пространству и сетевой инфраструктуре. Компания осуществляет экспертное управление сервисами, помогая клиентам создавать, запускать, настраивать облака и оперировать облачной средой. Посредством Dell Cloud Manager клиенты могут управлять публичными, частными и гибридными облаками и получать консультации от службы поддержки компании, стоящей во главе облачного объединения. Кроме того, Dell подключила к организации собственный отдел продаж, специалисты которого предлагают клиентам наиболее подходящий по бюджету, нагрузке и спецификациям вариант облачной инфраструктуры.
«Компаниям нужно устранить любые сложности на пути создания облачной инфраструктуры, чтобы они могли сфокусироваться на своём бизнесе, — говорит вице-президент CenturyLink Суку Кришнарадж (Suku Krishnaraj). — Наше партнёрство с Dell позволяет бизнесам упрощать развёртывание даже самых сложных и требовательных к ресурсам систем».
Но это Dell, а что Microsoft? У компании из Редмонда немного другой подход. Это не просто собрание крупных облачных игроков, а платформа, посредством которой компания предоставляет самые разные сервисы. Среди партнёров Microsoft 25 крупных сервис-провайдеров, которые продают своим клиентам продукты, построенные на базе облачной платформы корпорации: Windows Server с Hyper-V, System Center и Windows Azure Pack. Присоединившись к Microsoft и её Cloud OS Network, облачные провайдеры могут разрабатывать новые сервисы, привлекать новых клиентов и увеличивать прибыль. За счёт облачной платформы Microsoft провайдеры получают доступ ко всем преимуществам и лучшим практикам Windows Azure.
«Мы продолжаем расширять наше стратегическое партнёрство с Microsoft, чтобы увеличить ценность, которую приносим клиентам, — заявляет вице-президент одного из участников Cloud OS Network, компании CSC. — Вместе с Microsoft мы можем делать клиентам предложения, которые смогут ускорить развитие приложений, инфраструктур и рынков».
По словам вице-президента по корпоративному и облачному маркетингу Microsoft Такеси Нумото (Takeshi Nimoto), Cloud OS Network сейчас работает в 90 странах, обслуживает более трёх миллионов клиентов ежедневно и управляет 2,4 млн серверов в 425 дата-центрах. Причём стратегия Microsoft такова, что вычислительные нагрузки, исходящие от клиентов, распределяются посредством платформы. Благодаря такой стратегии консорциуму намного проще управлять консолидированными вычислительными мощностями.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Как минимум два крупных объединения мощных игроков облачного рынка, которые предоставляют свои услуги и продают свои сервисы сообща, на базе единой системы управления (Dell) или платформы (Microsoft). Если ещё раз обратить внимание на график Synergy Research Group, то можно увидеть, сколь малы доли всех крупных облачных провайдеров рядом с Amazon. Однако намечающаяся консолидация всех, кто жаждет дружить против Amazon, явно сдвинет AWS с комфортной позиции.