У компании Gartner, которую часто цитирует любое уважающее себя технологическое издание, есть несколько прекрасных форматов отчётов, отражающих суть происходящего в той или иной индустрии. Наиболее популярные — это «магический квадрант», пришедший прямиком из «Бостонской консалтинговой группы», и «цикл зрелости технологии». По каждому из них можно безо всякого зазрения совести писать целые трактаты о том, как обстоят дела в облачных технологиях или на рынке модульных серверов. Однако сегодня мы наиболее подробно остановимся только на одном из них, а именно на «цикле зрелости технологии», поскольку недавно исследовательская компания выпустила отчёт такого формата в чрезвычайно интересном для нас сегменте под названием «виртуализация».
Вообще, условное название, которым наделили этот формат, является довольно спорным переводом словосочетания Hype Curve. Такой отчёт отражает процесс адаптации технологии в индустрии. Собственно говоря, документ, давший повод порассуждать о текущем состоянии виртуализации, касается облачных вычислений в целом, однако и наиболее нашумевшей технологии сего года также нашлось место на графике.
Кривая линия адаптации технологии подразделяется у Gartner на несколько ключевых этапов с весьма поэтичными названиями. Это и «пик завышенных ожиданий», и «впадина разочарования», и «плато продуктивности». Так вот, виртуализация уже прошла не слишком приятные этапы разочарований и теперь подходит к «плато продуктивности» через «склон просвещения». Если пафосная терминология компании Гидеона Гартнера уже начала вас раздражать, то у меня хорошие новости: дальше мы будем переводить всё это на более привычный и адекватный язык.
Основной концепт виртуализации и её способность увеличить эффективность за счёт создания взаимосвязи между софтверной и «железной» составляющими инфраструктуры стали весьма популярным в корпоративном мире. Существует множество примеров успешного применения виртуализации в самых разных отраслях. Однако раскрыть возможности виртуализации «на полную катушку» — задача не из простых. Наиболее полно эту технологию раскрыли для себя крупные компании, у которых достаточно ресурсов и инструментов для всевозможных экспериментов. Но такая ситуация далека от нормального положения вещей: далеко не у каждой компании достаточно ресурсов для того, чтобы в полной мере получить все преимущества технологии. В результате действительно сложные и качественные виртуализованные среды остаются уделом избранных. Поэтому на графике «цикла зрелости технологий» виртуализация ещё не выбралась на уровень полной адаптации.
И если текущее состояние виртуализации как рынка и как технологии нам понятно, то что будет дальше? И как технологии пробираться в собственное светлое будущее?
Очевидно, что следующим шагом на пути виртуализации станет как можно более широкая адаптация технологии в как можно большем количестве бизнесов и отраслей. Это единственный путь, который проходит любая технология на пути к тому, чтобы стать продуктом. Продуктом, который продают и покупают на рынке, что ведёт к разнообразию, повышению конкуренции и снижению цен. И это справедливо в равной степени для любой отрасли, особенно для сегмента информационных технологий.
Результаты повсеместной адаптации виртуализации могут быть самыми различными. Если говорить о классических ИТ-компаниях, то виртуализация позволит освободить значительное количество времени на повторяющихся процессах, а тем самым ускорить, например, цикл разработки приложений. Виртуализация также упрощает процесс масштабирования инфраструктуры, перемещение нагрузок между вычислительными центрами и в значительной степени решает вопрос восстановления после аварий в ЦОДах.
Следующая ступень в развитии виртуализации будет в значительной степени зависеть от автоматизации. Логично, что, автоматизировав процесс виртуализации, ИТ-индустрия сможет добиться куда большей эффективности, чем когда бы то ни было. Виртуализация сама по себе является автоматизацией в некотором роде: она управляет процессом распределения вычислительных мощностей. Автоматизировав сей полуавтоматический процесс полностью, индустрия в значительной степени продвинется вперёд.
Всё это не более чем теоретические построения о ближайшем будущем виртуализации, однако у этой технологии есть индустриальный стандарт, который также не стоит на месте. В январе сего года свет увидел Open Virtualisation Format 2.0, который упростил развитие технологии в разнородной ИТ-среде. Стандарт определил множество мелких технологических моментов, а также упростил многим компаниям стратегическое планирование за счёт устранения привязки к ключевым вендорам.
Если подробно разбирать OVF 2.0, то становится понятно, что сейчас индустрия пытается прийти к такому состоянию, когда решительно любой компонент серверной инфраструктуры может стать софтверно-определяемым. Когда виртуализация позволит создать полностью программно-определяемую среду, она обязательно выйдет на «плато продуктивности», которое прочит ей Gartner.