Пока все обсуждают успехи фирмы Tesla в разработке электромобилей, традиционные автопроизводители тоже делают кое-что интересное, чтобы повысить экологичность и снизить затраты топлива. Компания Ford, к примеру, активно внедряет технологии анализа больших массивов данных в исследованиях, проектировании и производстве автомобилей. Сбор и анализ данных применяется и в самих автомобилях — в процессе их эксплуатации.
В Ford работает группа учёных и специалистов по моделированию. Там, к примеру, была разработана модель, показывающая, какими будут выбросы углекислого газа от всех машин в мире на протяжении следующих пятидесяти лет. Эти данные используются для того, чтобы ставить цели компании по снижению эмиссий углекислого газа производимыми автомобилями.
Кроме того, у Ford имеется программа планирования продуктовой линейки, которая просчитывает миллионы комбинаций моделей с разными типами двигателей (гибридными, гибридными с зарядкой от сети, полностью электрическими, биодизельными, с фирменной технологией EcoBoost и т. п.), предсказывает спрос на них и вычисляет, каким окажется влияние на окружающую среду.
Похожее приложение предоставляется и компаниям, которые собираются приобрести собственный парк автомобилей. Программа называется Fleet Purchase Planner и позволяет, задав некоторые параметры, получить рекомендации о том, какие стоит выбрать модели. В Ford утверждают, что это помогает одновременно экономить и обзаводиться наиболее подходящими задаче машинами.
Маркетологи Ford тоже используют «большие данные» на полную катушку: собирают информацию из социальных сетей и с её помощью устанавливают, какие из новых функций покупателям приходятся по вкусу больше всего. Именно так, к примеру, решали, нужно ли комплектовать модель Ford Escape автоматическим приводом багажной двери.
Технологии анализа данных в полной мере пригождаются и на производстве, и в логистике. Автомобиль состоит из 20–25 тысяч деталей, и закупку и доставку каждой из них на фабрику можно отследить через базу данных. Оперируя с этим массивом информации, менеджеры Ford придумывают, как сократить расходы или ускорить разные этапы процесса.
Однако самые интересные данные Ford — не у заводов, а внутри каждого автомобиля. К примеру, внутри корпуса Ford C-Max Energi (это модель 2013 года с гибридным двигателем и с зарядкой от сети) спрятано 74 сенсора, включая сонар, камеры, радар, акселерометры, температурные датчики и детекторы влаги. Все вместе за один час они в среднем генерируют 25 гигабайт данных, поступающих в бортовой компьютер и суммируемых для просмотра через мобильное приложение. Прототипы следующих моделей генерируют уже на порядок больше данных — до 250 гигабайт в час.
На данный момент у Ford четыре миллиона пользователей мобильных приложений, согласившихся делиться своими данными с производителем. Этого вполне достаточно, чтобы составлять статистику того, как автомобили ведут себя на разных типах дороги и в разную погоду, сколько тратят топлива и тому подобное. Можно не сомневаться в том, что для инженеров, проектирующих автомобили, подобная информация бесценна.
Сбор данных, в частности, позволил разработать технологию под названием Auto Start-Stop. Она экономит горючее в те моменты, когда двигатель работает на холостом ходу. В конечном итоге экономия зависит от стиля вождения: больше всего от новой технологии выиграют те, кто водит машину по городу: они будут тратить меньше в среднем примерно на 10% топлива.
Для анализа данных в Ford в основном используются системы с открытыми исходными кодами, такие как повсеместно используемый Hadoop или R — любимый язык программирования специалистов по анализу данных. Кроме того — некоторые опенсорсные приложения для дата-майнинга и майнинга текста. Маркетинговые исследования нередко опираются на данные из такого известного и общедоступного источника, как Google Trends.
В будущем в Ford собираются внедрять и другие высокотехнологичные средства снижения влияния на экологию. Например, планируется возможность автоматически прокладывать маршруты так, чтобы объезжать стороной зоны, нуждающиеся в наиболее чистом воздухе (школы и больницы).
Компания ведёт подробные исследования того, насколько рынок готов к выпуску электромобилей, насколько выгодно и экологично использовать различные виды биотоплива, каков спрос и предложение на стратегически важные материалы вроде редкоземельных металлов, и так далее, и тому подобное. «Большие данные» приносят пользу буквально в каждом аспекте работы Ford.