Когда речь заходит о будущем дата-центров, нехитрый сёрфинг по просторам Сети приводит к мысли о том, что ЦОДы сегодня развиваются по олимпийскому принципу «Быстрее, выше, сильнее». Ещё больше терабайт в ещё более быстром хранилище, SSD вместо HDD, сверхбыстрые сети, ARM-процессоры, жидкостные системы охлаждения. Аппаратное развитие ЦОДа, кажется, ещё долго будет идти в таком ключе.
Впрочем, софтверное развитие отнюдь не отстаёт. В этой нише особенно интересна концепция программной определяемости всех подуровней ЦОДа, в конце концов приведшая индустрию к концепции софтверно-определяемого дата-центра:
«Первой о SDDC заговорила VMware ещё в прошлом году, понимая под этим следующий подход: вся ИТ-инфраструктура должна быть виртуализована и представлена в виде сервиса, а контроль над ней должен быть автоматизирован программно. То есть в данном случае преимущества виртуализации используются на всех уровнях дата-центра. Три базовых уровня, которые обычно выделяют в SDDC, — это уровень абстрагирования ресурсов хранения, а также вычислительных и сетевых ресурсов, уровень программно-определяемых сервисов, функционирующих в виртуальных машинах, и уровень автоматизации всей этой инфраструктуры. Если представить себе SDDC схематически, то получается, что программно-определяемый дата-центр реализует облачную модель посредством интеллектуального ПО, которое абстрагирует аппаратные ресурсы, объединяет их в пул и выдаёт приложениям в необходимом количестве».
Таким образом, в программной части ЦОДа уровень автоматизации и абстракции настолько высок, что инфраструктуру можно полностью абстрагировать от её физического воплощения или местоположения. Но это софтверная автоматизация, а что происходит на ниве автоматизации аппаратной?
Частично об аппаратной автоматизации дата-центра мы уже говорили. Помните концепцию lights-out дата-центра, в котором практически нет сотрудников?
«Вероятно, ваш покорный слуга никогда не перестанет преклоняться перед гибкостью английского языка к неологизмам в области технологий — такие роботизированные дата-центры уже метко прозвали словосочетанием “lights-out data center” — “бессветный дата центр” по-нашему. Или, попросту говоря, не нуждающийся в том, чтобы в помещении включался свет — роботам он абсолютно ни к чему.
Откуда пришла такая идея? Вспомните, что вы знаете о складах Amazon, Zappos, других гигантов электронной коммерции? Их склады построены с учётом максимальной эффективности на квадратный сантиметр площади и тщательнейшим образом спланированы. Все для того, чтобы автоматизировать их и ускорить сборку заказов, отказавшись от человеческого труда. На крупных складах уже давно и с успехом применяются работы. А чем дата-центр хуже? На самом деле, существуют проблемы, мешающие внедрению роботов в дата-центрах, но о них позже. Главное — параллель ясна и очевидна».
Впрочем, до недавнего времени робототехника в дата-центре была идеей слишком футуристичной для того, чтобы на полном серьёзе обсуждать её. Однако, сейчас уже можно показать несколько примеров успешного внедрения роботов в процесс управления ЦОДом.
- IBM использует роботов в ЦОДе для того, чтобы измерять и анализировать температуру, что позволяет делать дата-центр более эффективным. Компания применяет роботов, основанных на iRobot Create, кастомизированных версиях роботизированного пылесоса Roomba. Такие устройства перемещаются по дата-центру, измеряют температуру и влажность. Робот ищет прохладные зоны и анализирует, как расходуется полезный холодный воздух — обдувает ли он сервера? Устройство также находит зоны повышенной температуры, чтобы выявить возможные проблемы системы охлаждения.
- Blue Prism разработала роботизированную технологию автоматизации ЦОДа. Она позволяет другим компаниям автоматизировать повторяющиеся бизнес-процессы с помощью большой библиотеки шаблонов. Уже сейчас в активе фирмы 300 процессов, автоматизированных с помощью тысячи различных роботов. Клиентами Blue Prism являются такие крупные организации, как Fidelity Investments, Telefonica, RWE и многие другие.
- На автоматизацию ЦОДа как прибыльную и интересную нишу обратили своё внимание и производители роботов. Крупные предприятия вроде FANUC специально создают небольшие, умные и быстрые устройства для того, чтобы те могли оперировать дата-центром. Идея заключается в том, чтобы создать целую линейку специализированных роботов для ЦОДов, которые смогут самостоятельно распределять нагрузки и масштабировать дата-центр, достраивая стойки. Такие роботы будут оснащены всеми необходимыми сенсорами для анализа состояния и поведения оборудования, а также для определения путей перемещения по ЦОДу.
Конечно, у роботов в ЦОДах как у технологии большое будущее. Однако следует понимать, что робототехника нужна вовсе не для того, чтобы заменить людей. Разумеется, такие компании, как Blue Prism, создадут проблемы для аутсорсинговых провайдеров, однако это всего лишь эволюционный путь развития технологии — а значит, к этому можно и нужно подготовиться.
Роботы не смогут заниматься критическими процессами или действовать вместо человека, делающего уникальную работу. Это во многом не более чем способ заменить человека там, где есть место повторяющимся процессам. Таким образом, высококвалифицированные сотрудники смогут уделять больше времени стратегическим вопросам.
Наиболее серьёзные препятствия для активного распространения робототехники по всему дата-центру лежат в двух плоскостях — технологической и экономической. Большинство существующих ЦОДов сегодня просто не готово к тому, чтобы быть автоматизированными с помощью роботов: инфраструктура, как правило, не имеет необходимых трасс, специальных стоек и так далее. Отсюда и вторая причина, состоящая в том, что кардинально изменять ЦОД, чтобы он стал соответствовать требованиям робототехники, — задача, которую финансово могут «потянуть» только избранные компании. Так или иначе, подобные проекты требуют тщательной проработки, одной из ключевых деталей которой оказывается долгосрочность предполагаемого проекта.