Считается, что на рынке облачных вычислений все поделено и лидеры всем известны. Точнее, лидер, поскольку таковым безоговорочно является компания Amazon. По некоторым оценкам, к 2015 году её стоимость приблизится к $50 млрд.
Эта оценка более чем в шесть раз превышает предполагаемую прибыль компании, которая достигнет $8 млрд к 2015 году. Однако для технологического бизнеса вообще и облачных компаний в частности это не такая уж нереальная цифра. Например, Dropbox за этот же период планирует выйти на уровень оценки компании, равный $8 млрд. Это выручка компании за 2012 год, помноженная на тридцать два.
Amazon тоже смогла бы получить подобную раздутую оценку, характерную для стартапов периода очередного пузырчатого бума. Но только если бы компания была более прибыльной. Однако она развивает облачный бизнес по модели, которую использовала в ритейле. То есть — низкие цены и небольшая прибыль, но большая доля рынка. Такая стратегия предполагает медленную, но уверенную монополизацию рынка.
Впрочем, как ни измеряй, рост AWS оказывается действительно ошеломляющим. По данным, которые приводит аналитик Gartner Лидия Леонг (Lydia Leong), объём вычислительных мощностей Amazon в пять раз превосходит совокупный объём четырнадцати ближайших конкурентов (Google, правда, не учитывалась, так как на момент анализа Google Compute Engine ещё не был доступен). Фактически AWS растёт так быстро, что он не успевает соответствовать клиентскому спросу. Недавно компания запустила новое поколение EC2-инстансов (C3) для высоких нагрузок, с более быстрыми процессорами и SSD для скоростной работы с данными. Однако спустя несколько дней Джефф Барр (Jeff Barr) в своём блоге сообщил о столь высоком спросе, что компания не успевает запускать новые машины:
«Мы предполагали, что этот тип виртуальных машин будет популярен, но даже не догадывались, насколько популярным он может оказаться. Команда, которая занимается EC2, провела небольшое исследование и обнаружила, что спрос на C3 превысил таковой на все предыдущие запущенные инстансы. C3 потребовалось всего две недели, чтобы дорасти до уровня, которого предыдущий популярнейший тип виртуальных машин достигал в течение двадцати двух недель. Вот почему некоторые из вас не получают столько C3, сколько запрашивают.
Данные роста компании и ситуация вокруг новых инстансов изложены вовсе не для того, чтобы рассказать, как замечательно идут дела у компании Джеффри Безоса. Мысль витает в совершенно иной области, где новости для Amazon не вполне хорошие. Дело в том, что, по мнению аналитика UBS Брента Тилла (Brent Thill), AWS едва ли сможет завоевать доверие корпоративных пользователей. Да, Amazon является безоговорочным лидером в публичных облаках, однако корпоративный сегмент — совсем другое дело.
То, как Amazon внедряла новые инстансы, в очередной раз доказало корпоративному рынку, что с публичными облаками не стоит иметь дел. По крайней мере CIO ещё раз утвердились в одном из ключевых препятствий к переходу в публичные облака. В том, что их чрезвычайно нелегко контролировать, в том, что велик риск и вовсе потерять контроль.
К этому препятствию добавляются ещё две популярные проблемы, о которых мы говорим уже давно, — производительность и безопасность. Ирония заключается в том, что ИТ-департаменты компаний и сами не всегда способны обеспечить нужную производительность, а уж облачные провайдеры определённо лучше большинства бизнесов понимают, как обеспечить необходимые вычислительные мощности на больших масштабах. Но, как ни удивительно, это отнюдь не отменяет вопросов безопасности и сохранности данных, которые корпоративные заказчики активно задают облачным провайдерам. Посетив одну из конференций Gartner, вышеупомянутый господин Тилл пришёл к следующему выводу:
«На сегодня публичные облачные сервисы все ещё далеки от стадии зрелости. Они не могут обеспечить тот уровень сервиса и доступности, который необходим корпоративному заказчику. Кроме того, анализ конфиденциальных данных и работа критически важных систем не могут производиться на публичном облаке, исходя из стратегических соображений. Получается, что необходимо ещё и частное облако, чтобы вести данную работу и интегрировать аналитику, обработанную на публичных облаках, дабы в итоге охватить всю картину происходящего и принимать бизнес-решения, основанные на статистике».
Таким образом, гибридное облако все ещё остаётся общим местом, совмещая в себе преимущества публичной облачной инфраструктуры (скорость и гибкость разработки) с ресурсами частного облака (безопасность и контроль).
Но кто, если не Amazon, сможет стать крупнейшим облачным провайдером для корпоративного сегмента? Тем более что речь идёт о гибридных, а не о публичных облаках. Аналитики прочат роль лидеров корпоративного облачного рынка Microsoft и VMware. Серверная виртуализация — это не только рынок, на котором данные компании чувствуют себя уверенно, это ещё и своеобразный мостик к частным и гибридным облакам. Используя свою клиентскую базу, Microsoft и VMware смогут сначала закрепиться на рынке частных облаков, а уже затем выходить в сегмент публичных, когда корпоративный пользователь будет к этому готов. В пользу традиционных вендоров говорит не только их клиентская база, но и чрезвычайная лояльность корпоративных клиентов.
Такое положение вещей всё больше убеждает в том, что Amazon пока не место на корпоративном поприще. Многие ИТ-директора действительно хотят перемещать нагрузки в публичное облако, однако не делают этого из соображений контроля, безопасности, производительности. Но у публичных облаков есть такие преимущества, что рано или поздно CIO не смогут сдерживать темпы адаптации. Поэтому сейчас мы видим сразу четыре тенденции на этом рынке: рост публичного облака и его стагнация в корпоративном секторе, а также активное развитие частного облака в бизнес-среде при практически полном отсутствии интереса со стороны частных пользователей. Но теперь, когда за этот рынок взялись традиционные вендоры, ситуация будет меняться.