Любая технология, по сути своей, дихотомична: у неё есть плюсы и минусы, есть определённое количество частей (как правило, кратное двум). И, пожалуй, трудно придумать более проявленную дуальную структуру, чем у облачных вычислений. Это группа технологий, которая одновременно базируется на физической инфраструктуре и доступна клиентам исключительно виртуально. Это одновременно распределённое и сконцентрированное хранение данных и произведение вычислений. Таких примеров можно найти множество, но самая главная двойственность, которая в каком-то смысле спасла облака, — это возможность существования облака одновременно в публичном и частном пространствах. Иначе говоря, его гибридность.
«Гибридное облако — это сочетание как минимум одного частного облака и одной облачной инфраструктуры общего пользования, создающее среду, которая обеспечивает доступ к облаку и может динамически наращиваться для управления неравномерной нагрузкой. Такое поле на стыке внешних облачных серверов, которым пока не очень доверяют и частных облаков, которые уже входят в обиход.
Для чего вообще внедрять гибридные облака? Основная идея заключается в том, что, когда собственных мощностей не хватает, предприятие может воспользоваться внешними ресурсами, при этом не открывая данных, остающихся внутри структуры. Получается, что количество ресурсов растёт, а внутренний контроль приложений, использующих эти ресурсы, значительно усиливается». (источник)
И если в мартовском материале, цитата из которого приведена выше, ваш покорный слуга свёл размышления к выводу о том, что практическое внедрение гибридных облаков обсуждать ещё рановато, то сегодня мы именно этим и займёмся. Пройдёмся по вопросам администрирования, внедрения, интеграции. Но для начала немного освежим в памяти предназначение и преимущества облачной инфраструктуры.
Обычно гибридные облака служат своеобразным буфером вычислительной мощности в моменты больших нагрузок. Если компания выходит за пределы мощности собственного облака, то подключается ещё одно — внешнее. Таким образом, инфраструктура становится гибридной. Ещё один вариант — в публичном облаке находятся клиентские приложения, которые нецелесообразно выдавать в открытое пространство напрямую со своего облака. Так или иначе, критические приложения, данные и нагрузки обычно размещаются во внутреннем облаке, а остальные — во внешнем.
Из вышесказанного можно заключить, что в гибридном пространстве облако превращается из привычной модели SaaS в XaaS (компонент как сервис). Это система, где бизнес-приложения сужены до своей основной функции и работают как независимые компоненты единого целого. Компонентом здесь является готовое приложение, часть бизнес-процесса. Таким образом, XaaS — это базовая концепция вычислений на базе гибридного облака. Отсюда складывается понимание того, что вычислительные ресурсы в гибридном облаке есть расходный материал, как выдаваемый вовне, так и сохраняющийся в частном пространстве. Материал для решения задач, связанных с вычислениями. А если это расходный материал, то пресловутое «as a Service» может быть прикручено к чему угодно. Разработка как сервис, хранение данных как сервис, база данных как сервис. Недавно отрасль дошла и до понимания (а местами и применения) когнитивности как сервиса.
С теоретическими построениями вокруг гибридных облаков мы, полагаю, разобрались. В таком случае перейдём к построениям практическим. Для того чтобы успешно внедрить гибридное облако, необходимо ещё раз вспомнить главную мантру 2013 года: ИТ и бизнес связаны и неразрывны. Поэтому внедрение должно начинаться с бизнес-планирования, ИТ и бизнес должны тесно взаимодействовать и учитывать интересы друг друга.
Перво-наперво необходимо описать существующие потребности бизнеса — для чего предприятию требуется гибридное облако. Второй немаловажный момент — записать, задокументировать основные причины перехода на него. Это может быть потребность в новых приложениях и технологиях, оптимизация бизнес-процессов. Третий шаг — сформировать понимание структуры вашего облака (как оно будет взаимодействовать с публичными приложениями и облаками). Затем нужно подумать о пользователях: будет ли ваше гибридное решение предназначено для сотрудников или им смогут пользоваться ещё и клиенты. Необходимо ли обучать пользователей работе с новой системой, какие ресурсы для этого потребуются? Сформировав все эти базовые предпосылки, стоит перейти к финансовой стороне вопроса. Рассчитать стоимость внедрения, причём включая жизненный цикл внедряемого решения, а не только расходы на запуск. И уже в самом конце понять, как новая модель потребления и оплаты облачных услуг повлияет на ежедневный денежный поток компании.
Реализация проекта гибридного облака, как правило, сводится к этапам планирования, исполнения, контроля и оценки. На первом этапе необходимо произвести все действия, о которых говорилось абзацем выше. Второй этап касается ваших специалистов-практиков — ИТ-инженеров и прочих исполнителей. Здесь важно следить за тем, чтобы объём работ не увеличивался слишком сильно и не выходил далеко за рамки плана. Контроль осуществляется после того, как все работы выполнены: необходимо убедиться в функциональности решения. А на этапе оценки рассчитать ROI и понять, стоит ли игра свеч.
В управлении гибридным облаком не так много деталей, принципиально отличающихся от менеджмента самых обычных облаков. Управление по своей сути — это процесс определения политики, направленный на оценку возможностей и рисков в условиях постоянного изменения внешних факторов. Это, в первую очередь контроль и безопасность, а также своевременное распределение ресурсов.
Управление гибридным облаком должно опираться на политику доступа, безопасности и соблюдения нормативов при сохранении строгого соответствия общим целям ИТ-подразделения и общей стратегической линии предприятия. Управление — это процесс определения политики, нацеленный на оценку риска и благоприятных возможностей при постоянном изменении и развитии внешних условий. Эта политика должна быть сосредоточена на доставке и распределении облачных услуг и данных, а также контроле и применении этой политики в процессе работы.
Экспертное мнение
Эдуард Бавижев, руководитель группы виртуализации DataLine
Для гибридных систем в практике DataLine используется метод резервного копирования на уровне системы хранения данных (СХД). Для ряда операционных систем (ОС) и приложений существуют программные агенты, которые интегрируются в виртуальную машину или физический сервер на уровне ОС. Использование таких агентов позволяет делать консистентные копии данных на уровне тома, выделенного для сервера с системы хранения данных. Далее резервная копия тома передаётся на СХД, предназначенную именно для хранения резервных копий. Когда потребуется восстановить данные, можно будет восстановить как отдельно взятый файл, так и целый том СХД. При этом также есть возможность подключения тома непосредственно с резервной СХД, то есть без перезаписи оригинального тома.
Таким образом, в базовой методологии управление зиждется на четырёх столпах. Первый — это доступ на основе ролей. То есть контроль над всеми, кто имеет доступ к системе, и над тем, какие именно действия они производят, работая с облачной инфраструктурой. Второй — это контролируемые показатели, то есть оценка производительности приложений и экономического эффекта от применения гибридной системы. Третья основа управления — это всем известное SLA, соглашение об уровне обслуживания, заключаемое с вендором либо формируемое внутри предприятия. Оно определяет уровень надёжности приложений и услуг. Четвёртый уровень управления состоит в определении критериев качества предоставляемых услуг.
Таким образом, мы разобрали вопросы бизнес-потребности в гибридном облаке, поняли, как планировать и осуществлять внедрение и как затем облаком управлять. Это всё, разумеется, базовые концепты, требующие более детальной проработки, которую мы осуществим в следующих материалах.