Так мне надеялось закончить трудовой год на облегчённой ноте и отписаться под занавес милыми айтишными реверансами и ни к чему не обязывающими подведениями итогов. Кто же виноват, что напряжённые и интригующие темы валятся как снег на голову? 🙂
Сегодня в самом первом приближении (подковёрные движения и утончённый анализ по традиции оставляю для «Бизнес-журнала») представляю читателям сюжет, который искренне полагаю самой большой загадкой и даже тайной ИТ-истории последних двух лет. Речь пойдёт уже в который раз о компании BlackBerry.
Честно скажу, для меня лично трагедия этой компании (или, может, всё-таки — мнимая трагедия?) не просто обернулась неожиданностью, но и в определённом смысле задела мои профессиональные амбиции. Дело в том, что по большей части я не ошибаюсь с долгосрочными прогнозами, касающимися американского корпоративного бизнеса. С таймингом (точной угадайкой времени) случались промахи, но магистральные векторы развития мне всегда с божьей помощью удавалось предсказывать правильно.
Так вот, в июне 2009 года я поведал читателям «Бизнес-журнала» историю компании BlackBerry («Ты сегодня сберёг 1 милливатт?») не просто в восторженных тонах, но и с безоблачным прогнозом на будущее: «У компании в рукаве, помимо не менее привлекательного (чем у Apple) бренда, запрятан ещё один козырь: коммуникационные решения под ключ! И это такие решения, что в глазах и корпоративного, и государственного рынка (консервативных по определению) они с лёгкостью побивают любые технологические рюшечки, предлагаемые китайскими производителями. Так что Лазаридис с Балсилли могут спать спокойно: в обозримом будущем благополучию RIM ничто не угрожает!»
В целом мой прогноз строился на той посылке, что у компании с таким феноменальным фундаментом в виде эксклюзивных услуг и уникальной клиентской базы проблем быть не может в принципе. Однако дальше произошло следующее:
Даже на уровне биржевой капитализации видно, что BlackBerry самоуничтожилась (сегодня торги идут на уровне 7 долларов 40 центов за акцию, а раньше было $80 и даже $140), а уж вне цифровых абстракций положение компании Майка Лазаридиса (вернее — её имидж; очень важная ремарка!) выглядело просто катастрофически. Если мы поднимем мировую прессу за последние три года, то увидим, что на теле BlackBerry журналисты не оставили ни одного живого места. По мере деструктивности второй такой дискредитационной кампании вы в истории ИТ не найдёте! То есть BlackBerry просто стиралась в порошок: вся её деятельность представлялась как сплошной поток тактических и стратегических ошибок, каждая новая модель смартфонов изображалась то ли пугалом, то ли эпитафией, фундаментальные показатели бизнеса не детализировали, но иначе как кошмаром не называли.
Дыма без огня не бывает, поэтому совершенно очевидно, что в компании творилось что-то недоброе. В 2012 году BlackBerry оставил её создатель — грек Лазаридис — и контроль над компаний переместился в непонятные и анонимные руки. Между тем двойственная реальность, в которой пребывала BlackBerry, только усиливалась. В январе 2013 года компания выпустила замечательный смартфон Z10 вместе, с которым было анонсировано долгожданное обновление операционной системы (BlackBerry 10), однако рынок никак на это событие не отреагировал. Результатом стало списание более $1 млрд из-за переполненных непроданным товаром складов.
Осенью начинается полная фантасмагория: BlackBerry объявляет о сокращении 4 500 рабочих мест, а затем — о продаже компании по остаточной стоимости провинциальным банкирам из канадского холдинга Fairfax Financial! Большего позора представить себе не возможно. Банкиры при этом никак не комментируют событие — видимо, потому что либо не знают, что с BlackBerry делать, либо просто не догадываются о том, что они что-то купили.
Дальше — больше. Вдруг нам всем сообщают, что BlackBerry, оказывается, уже не продаётся. Никаким банкирам и вообще. Более того, оказывается, что дела у компании, мягко говоря, не так плохи, как это представлялось последние три года. Так, мы узнаём, что в конце лета у BlackBerry было $2,6 млрд свободной наличности (!!!), а в декабре стало вообще больше $3 млрд. И это не считая ещё $1 млрд, который BlackBerry сняла с Fairfax Financial! Взявший компанию в свои руки в начале ноября новый гендиректор Джон Чен (John Chen) заявил: «Слухи о нашей смерти сильно преувеличены» (хорошо, когда китайские люди знакомы с классикой американской литературы 🙂 ).
Неслабый такой «покойник», не правда ли? Сегодня я читал одну дотошную аналитическую биржевую записку, из которой явствовало, что после радикального сокращения расходов BlackBerry не просто планирует, а по всем показателям практически гарантированно выходит на прибыльность (более $100 млн за квартал) уже к середине 2014 года! Сам Джон Чен обещал восстановление рентабельности компании по всем направлениям деятельности к 2016-му.
Так умер или не умер?! Или скорее так: «Умер-шмумер — лишь бы был здоров!» Кто-нибудь понимает, что происходит с BlackBerry?! Все свои находки (не скажу, что сенсационные, но весьма любопытные 🙂 ) я приберегу для «БЖ», сейчас же лишь обозначу основные направления, по которым удалось найти зацепки в одной из самых загадочных историй ИТ-бизнеса.
2 декабря 2013 года Джон Чен обратился с открытым письмом к клиентам компании, основные положения которого повторил в обращении к инвесторам, опубликованном сегодня утром (именно это обращение и послужило поводом для написания моего предновогоднего поста). Главные тезисы этих текстов меня лично сразили наповал (порядок перечисления мною изменён).
1. Вся «чернуха», сложившаяся в информационном пространстве вокруг BlackBerry, — это дело рук конкурентов (!).
2. Положение компании сегодня как в финансовом, так и в технологическом отношении непоколебимо и сильно как никогда. (Вы ещё помните, что речь идёт о компании, которую ВСЕ УЖЕ ПОХОРОНИЛИ минувшим летом?!)
3. (Это вообще какая-то фантастика!) Новый генеральный директор (за плечами которого, между прочим, возрождение Sybase) хоть и привёл в BlackBerry новую команду и практически сменил все руководство компании, но не собирается ничего менять в сложившейся структуре бизнеса! Той самой, которая якобы BlackBerry и угробила. То есть остаются в силе все четыре направления: корпоративные услуги (Enterprise Services), почтовая служба (Messagin), встроенные устройства (QNX Embedded) и… мобильные гаджеты (Devices)!
4. Посылками для сохранения всей деловой инфраструктуры и стратегических направлений развития бизнеса BlackBerry служит… чрезвычайно прочная клиентская база, которая — surpise, surpise! — вообще никак не изменилась на фоне двухлетней убеждённости мировой прессы (и общественности) в том, что компания практически обанкротилась. Так у BlackBerry сегодня 80 тысяч (!!!) корпоративных клиентов и эксклюзивный сертификат «AuthorИТy to Operate» от Министерства обороны США (что означает: внутри этого ведомства разрешается пользоваться только гаджетами BlackBerry!). Клиентами BlackBerry являются также… все правительственные структуры всех семи государств, входящих в G7! И всё это помимо сервиса BlackBerry Mail, на который только за последние два месяца подписалось 40 миллионов новых пользователей iOS и Android!
Короче говоря, если ЭТО называется СМЕРТЬЮ, то желаю всем бизнесам мира так умирать! Мало того что BlackBerry за три года своего «умирания» полностью сохранила все своё влияние в корпоративном мире, так она ещё и расширила его за счёт массового привлечения частных потребителей почтовых услуг. Все разговоры о том, что какие-то там гуглы и яблоки сумели подсидеть BlackBerry на корпоративном поле, смехотворны: канадская компания как была королём корпоративного сектора, так и продолжает им оставаться.
Ну, как вам такая история? Самые вкусности, как обещал, будут в «Бизнес-журнале»; под занавес позволю себе ещё две коротеньких ремарки. Во-первых, я таки рад, что мой прокол с прогнозом в 2009 году оказался на поверку не менее мифическим, чем «смерть» самой BlackBerry. Во-вторых, судя по всему, 7 долларов 40 центов — сегодняшняя котировка акций компании на Nasdaq — это совершенный steal с потенциалом до 1 000% годовых! Кому надо, тот намёк понял :-).