Я всё удивлялся: сколько ещё продлится лафа бесконтрольного выбора информации? Вернее, конечно, ни о какой бесконтрольности речи давно не идёт, потому как вся современная информационная ноосфера выстроена таким образом, чтобы априорно присутствовала возможность искажения реальности в самих основах. Однако всегда сохранялась возможность вмешательства на уровне потребителя информации, который волен вносить коррективы хотя бы с помощью тематического отбора или создания иллюзии объективности за счёт селекционных фильтров новостного потока.
Когда мы исследовали минувшей осенью «Пузырь фильтров» («Рождение нового стиля из трагедии персонализации»), хорошо запомнился лейтмотив Эли Паризера: адаптация информационного потока под вкусы, предпочтения и потребности конкретного пользователя рано или поздно приводит к созданию жёсткого эмбарго (того самого «пузыря», или The Wall, если пользоваться более выразительной стилистикой Pink Floyd), которое не допускает внутрь ничего сверх «положенного». Иными словами, человек приучается видеть / слышать / замечать / понимать / обсуждать только то, что ему нравится, а всё, что не входит в обойму его интересов, как бы и не существует в природе вовсе.
Проблема, однако, в том, что «пузырь фильтров» как социальное зло на порядок безобиднее тотальной деформации объективной картины мира, которая возникает не в результате подстраивания информационных потоков под частные желания, а как следствие подтасовок с зеркалом.
Как я уже сказал в начале нашего пятничного эссе (а в пятницу «Битые Пиксели» почему-то всегда получаются философско-метафизическими 🙂 ), априорное искажение реальности в новостных потоках существует давно. Едва ли не с рождения периодической печати, радио и телевидения. Однако же сохраняется и выбор, который всегда позволяет сменить газету, переключить канал телевизора, уйти на другой информационный веб-портал. Как бы там ни было, но в мыслящем человеке всегда должно сохраняться чёткое априорное понимание того, что выбор — это хорошо, а отсутствие выбора — это плохо. Особенно когда речь идёт об информации.
В контексте сказанного самым чудовищным преступлением мне представляется атака на информационный выбор, которая при этом совершается с хорошей миной. Мы отнимаем у вас право выбора не потому, что хотим превратить вас в конечном итоге в безропотный, послушный и услужливый скот с униформными и оттого предсказуемыми реакциями, а потому, что хотим принести вам пользу, сделать доброе дело, снять ваши личные затруднения — и тому подобная лицемерная мерзость. Типа — по заявкам трудящихся.
Всякий раз, когда мне приходится сталкиваться с такими вот иезуитскими методами оскотинивания людских масс, я испытываю эмоциональный шок. Один из таких удивительных по цинизму примеров пришлось наблюдать на днях, когда компания, к которой я испытываю известные симпатии, — Yahoo! — явила миру на CES 2014 новый уникальный сервис — News Digest. И представила его, разумеется, как плод трепетной заботы о несчастных потребителях. Признаюсь, даже не могу припомнить, когда в последний раз приходилось встречаться со столь откровенной профанацией самой идеи информационного потока.
Я довольно часто рассказываю читателям о той или иной форме использования золотого приёма идеологической пропаганды, который в современном виде изобрела Британия в годы Первой мировой войны (на самом деле — раньше: в годы войны англо-бурской), а довёл до совершенства верный ученик — Йозеф Геббельс. Речь идёт о фигуре умолчания, которая обессмысливает прямолинейную (и оттого — глупую и неэффективную) ложь, заменяя её простой селекцией: это говорим, это не говорим, это показываем, это не показываем. Всего-то делов!
Зато на выходе получаем такую извращённую и искажённую картинку, о какой и мечтать не приходится при откровенной лжи. Почему так? А потому, что у потребителя информации постоянно присутствует в голове иллюзия правды! Раз ему не врут (проверял ведь собственноручно и неоднократно: всё, что написали товарищи, так и было на самом деле!) — значит, источник достоин доверия. Тот факт, что за кадром ловко оставили всю информацию, которая позволяет представить события прямо противоположным образом, как-то в расчёт не принимается.
Итак, что же предложила миру Yahoo! в своём новом замечательном сервисе News Digest? А вот что.
Весной прошлого года в безудержном порыве корпоративного диализа моя любимая Марисса Майер поглотила среди прочего конторку по имени Summly. У Summly было приложение в App Store, которое генерировало новостную ленту а-ля Twitter. Типа, для спешащих людей, которым некогда читать нескончаемые многословные потоки ежедневного шлака. 140 знаков, положенных для одного твита, в ленте Summly выросли до 400, однако суть не изменилась.
Yahoo! купила Summly и изъяла её приложение из App Store, заявив об интеграции сервиса в собственные проекты. И вот в январе 2014 счастливые обладатели мобильных гаджетов Apple получили возможность скачать Yahoo! News Digest и насладиться новым словом в области тотальной дезинформации.
Дабы не быть голословным, продемонстрирую работу монстра на живом примере. Отправляемся в американский App Store (да-да, «счастье» для верности обкатывают пока только на податливом тесте родины), скачиваем Yahoo! News Digest и запускаем:
Первое «счастье»: обновление новостной ленты происходит не в реальном времени (как вроде бы положено в XXI веке), а дважды в день — в 8 утра и 6 вечера. Довольно старомодно, но пока некрамольно.
Всё! 10 новостей! А где остальные?! Остальные вам неинтересны — а значит, и не нужны! Поменять в подборках Yahoo! News Digest пользователь ничего не может. Фильтров нет. Адаптационных механизмов (тех, что ведут к «пузырю» и реализованы во всех современных информационных агрегаторах от Zite до News360 и Flipboard) тоже нет.
Для сравнения: в моих регулярно читаемых новостных лентах с утра накопилось от 200 до 1 500 топиков. Перечитать всю эту информацию, разумеется, нереально, но для того и существуют информационные фильтры, которые, кстати, отбирают топики не только «по интересам», но и по объективным критериям (популярность новости, объём цитирования, число перепостов и т. п.).
Все, полагаю, понимают: 10 новостей Yahoo! News Digest — это не «помощь» спешащим обывателям, не кропотливый «труд» сотрудников Мариссы Майер, денно и нощно отбирающих для нас информационные сливки (какие, к черту, сливки можно взбить из сосунка Бибера, которому грозит депортация в Канаду из-за инцидента с яйцами?!), а… что-то другое! ЧТО?!
Я полагаю, что перед нами — ритуал добровольного заклания леммингов. Акцент именно что на слове «добровольный». Потому что если человек не хочет, чтобы из него лепили бездумного скота, он не позволит. Ясно, что Yahoo! News Digest — это даже не пародия на информационную ленту, а откровенная манипуляция общественным мнением, которое прямолинейно формируется за счёт тотальной фильтрации событий и их подгонку под трафарет для создания в тупых башках леммингов нужного стереотипа.
Однако же Марисса Майер (кто, интересно, её надоумил купить Summly? Брин? Цукерберг? Обама?) купила Summly и верит в популярность сервиса новостных дайджестов. Марисса — гениальный менеджер, поэтому у меня нет сомнений: популярность у Yahoo! News Digest будет! А значит — верной дорогой идёте, товарищи! И — семимильными шагами!