Первые впечатления от январской Англии были у бывшего советского человека неожиданным — голубое небо без малейших следов смога и изумрудные газоны… Климат куда благоприятней, чем наш. Но вот о британском сельском хозяйстве если что и вспомнишь, то или о давнишних «огораживаниях» или о том, что фермеры восемнадцатого столетия были зажиточны, образованы и по привычкам не отличались от горожан. Это и понятно: слишком давно Англия стала на путь индустриализации. А теперь правнуки промышленной революции — роботы — готовятся вернуться в сельское хозяйство.
Основой экономики сельское хозяйство Британии перестало быть весьма давно. Способствовало этому сначала владычество на морях, приносящее непропорционально высокую долю доходов от международной торговли. Потом — превращение в «мастерскую мира» позволило иметь профицитный бюджет от промышленного экспорта. Ну а позже — вывоз капитала: до Второй мировой Лондон был главной финансовой столицей планеты. Да и сейчас сохраняется статус второй хозяйственной метрополии мира («Как LINUX режет бюджеты банкиров»). Есть на что закупать продовольствие по всей планете…
Но политики некоторых стран имеют обыкновение заглядывать в будущее. Иногда — извлекая уроки из прошлого. А в прошлом Великобритании, в двадцатом веке, были две мировые войны — в которых, несмотря на сохранявшееся господство на морях (экономический перевес Антанты и Объединённых Наций над центральными державами и Третьим рейхом был подавляющим), германские субмарины ухитрялись если и не ставить страну на грань настоящего голода, то плотно подсаживать на карточную систему, что, естественно, не нравится избирателям…
Ну, Германия теперь не та — склонная к пацифизму страна, усердно трудящаяся в своих рыночных нишах («BMW между интернетами людей и вещей, Robert Bosch: от свечи зажигания до “интернета вещей”»)… Но вот людей в мире становится всё больше и больше: Джеффри Сакс (об оптимистическом взгляде которого на будущее России, ставшей на путь технологического перевооружения, мы рассказали в материале «Каким образом новые индустриальные технологии изменят рынки труда России и США») говорит о девятимиллиардном населении планеты… И каждому хочется есть!
Так что даже если и не брать во внимание чрезвычайные ситуации вроде приводящих к блокадам войн (как там писал отец слова «робот» Чапек в гениальной «Войне с саламандрами» — «Принц Уэльский собственноручно вспахал первую грядку на стадионе Роял-Гольф-клуба…»), то спрос на продовольствие и цена на него в мире будет расти. И вполне рационально использовать и те сельскохозяйственные земли, которыми располагает Великобритания. Но проблема в том, что зарплаты на Альбионе высокие, а сельское хозяйство требует довольно много ручного труда. Как быть без того, чтобы не взогнать стоимость еды на заоблачный уровень?
Ведь в высокомеханизированном растениеводстве Англии не соперничать с пашнями Канады, России, США. А в пастбищном животноводстве — с Австралией, Аргентиной и Новой Зеландией… Взращивать салат, вкусный и полезный, благоприятный климат позволяет — но нужен ещё и человеческий труд. Ну, сейчас на английских и шотландских фермах проблема эта — сколько можно судить беглым взглядом — решается за счёт кадров из бывшего соцлагеря: Болгарии, Молдавии, Румынии, Украины, усердно пашущих в сезон сотен за семь фунтов в месяц… Но этот резервуар неизбежно кончится.
И вот тут-то на помощь приходят «умные машины». Вот, скажем, Lettuce Bot — «салатный робот», о котором рассказывает специализированное издание Modern Farmer (Lettuce Bot: Roomba for Weeds). Это тот самый ящик, который прицеплен к лёгкому трактору. Он умеет, катаясь вдоль грядок, пропалывать салат-латук от сорняков, исполняя ту работу, которую когда-то проделывали крестьянские дети, в СССР — инженеры, а в современных США — мексиканцы… Сориентировали его на салат-латук неспроста: его в Калифорнии выращивают круглогодично, и финансовая отдача от машины будет максимальна.
Кроме того, разработчики обращают внимание на то, что робот сможет выращивать более «зелёную» продукцию, нежели это происходит при использовании «живого» труда. Стоимость рабочей силы неумолимо растёт. Человек, утомляясь от однообразного труда, склонен халтурить, пропускать сорняки… А это приведёт к тому, что фермер, знающих качество труда своих батраков и стремясь снизить издержки, неизбежно будет применять гербициды, стремясь извести сорную траву индустриальными методами. Робот же позволяет обойтись без аграрного «оружия массового поражения»!
А вот применение новейших робототехнических технологий для ухода за виноградной лозой — одного из древнейших занятий нашей цивилизации. Робот-виноградарь Wall-Ye унаследовал своё имя от симпатичной машинки из ленты Диснея… Его разрабатывают для выполнения трудоёмких и однообразных работ вроде обрезки лозы, для которых в современной Галлии охотников не сыскать. (Тут могут не спасти и гастарбайтеры: лоза растёт десятилетия, и доверить её случайным людям рискованно…) Цену машины обещают в €25 тыс., что находится где-то на грани окупаемости…
Ну а вот этот робот-виноградарь Vitirover совсем уж «зелёный». Он получает питание от возобновляемых источников питания — от смонтированных на его «крыше» панелей солнечных батарей. Поскольку виноградники разбиваются в солнечных краях, а работы ведутся в светлые времена года, то такое решение может оказаться вполне приемлемым… Создавший робота Ксавье Давид Болье (Xavier David Beaulieu), владелец Chateau Coutet в Бордо, надеется, что применение роботов-виноградарей сможет снизить применение гербицидов и повысить качество вина. Как видим на фото — управляется он со смартфона…
Но всё, что мы перечислили, — пока что опытные образцы, все ещё не вышедшие за границы если не лабораторных применений, то опытной эксплуатации. И для того, чтобы добиться их широкомасштабного применения, нужны решительные меры — к которым в ближайшее время и намерено прибегнуть правительство Её Величества. О планах внедрения высоких технологий в сельскохозяйственный сектор Великобритании рассказал государственный секретарь по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Оуэн Патерсон (Owen William Paterson).
Объявленная им Аграрно-технологическая стратегия, кроме традиционно сельскохозяйственных генно-модифицированных растений и биотехнологических средств для ветеринарии содержит довольно много инноваций по тематике «Компьютерры». Кроме перевода поголовья свиней на электронную форму паспортизации (чему уделяется большое внимание), речь идёт о внедрении в английских теплицах энергосберегающих осветительных приборов на светодиодах. Ну и о внедрении на фермах «умных» машин, интеллектуальных датчиков и роботов…
Для того чтобы способствовать этим переменам, правительство выделяет финансирование в £160 млн. Из них £70 млн будет вложено в коммерциализацию перспективных технологий, в том числе и аналогов роботов, которые мы показали выше, а ещё £90 млн израсходуют на Центры сельскохозяйственных инноваций (ЦСИ). Этим ЦСИ, похоже, предстоит стать неким аналогом МТС — машинно-тракторных станций советской поры. МТС индустриальной эпохи предоставляли колхозам услуги по механизированной обработке земли, ну а ЦСИ должны делать инновации доступными фермерам.
В среде британских специалистов правительственная инициатива вызывает диаметрально противоположные отклики. Полон оптимизма Питер Кендэлл (Peter Kendall), президент Национального союза фермеров, говорящий о том, что технология и раньше была ключевым элементом повышения производительности сельскохозяйственного производства, и останется таковой в обозримом будущем, при внедрении робототехнических технологий. В качестве успешно применяемых роботов он назвал роботов-дояров, об использовании которых в России мы давно рассказывали («Нечерноземье»).
А вот Эмма Хокридж ( Emma Hockridge) из Земельной ассоциации считает, что разговоры о применении роботов в сельском хозяйстве ведутся давно, но практических результатов явно недостаточно. Действительно, о появлении опытных образцов мы пишем чаще, чем о машинах, доведённых до массового внедрения. И, возможно, программа британского правительства будет способствовать тому, что слово «farmbot» («робот-фермер») станет привычным не только для читателей ИТ-новостей, но и для практиков сельскохозяйственного производства.