Удивительно то свойство истории, которое заставляет её двигаться по спирали. Каждый раз с небольшим, в космических масштабах, отклонением, но тем не менее. Помните, как в 2005 году IBM продала свой бизнес, связанный с персональными компьютерами, компании Lenovo? Это было действительно крупной сделкой для обеих корпораций, а для Lenovo в особенности: до того момента никто из азиатских производителей не решался выкладывать такие деньги за чей-либо внешний бизнес. А сумма сделки, напомню, составила $1,75 млрд.
А не далее как три дня назад была совершена новая сделка между Lenovo и IBM, на этот раз на серверном рынке. IBM продаёт китайской компании свой серверный бизнес, а именно подразделения, отвечавшие за разработку и производство System X, BladeCenter, блейд-серверов и свитчей Flex System, серверов NeXtScale и iDataPlex. За IBM при этом останутся System Z, Power Systems, Storage Systems, PureApplication и PureData. Lenovo заплатит $2,3 млрд. Из них $2,07 млрд — наличными, остальное — акциями. Из примечательных деталей сделки, на которых мы не будем слишком заострять внимание, стоит указать, что в Lenovo из IBM перейдут около 7 500 сотрудников, работающих в Роли, Шанхае, Шэньчжэне и Тайбэе.
В рамках соглашения был также заключён контракт, по которому Lenovo будет продавать системы хранения данных от IBM, кассетные СХД и некоторые системные продукты компании. При этом IBM продолжит создавать софтверные платформы и решения под Windows и Linux для x86-архитектуры.
Как уже не раз было сказано, IBM обладает удивительной прозорливостью в том, что касается будущего ИТ-рынка. И если она что-то продаёт, то это с большой вероятностью оказывается не вполне перспективным направлением. Однако история с ПК-бизнесом была приведена отнюдь не зря, поскольку Lenovo смогла сделать из него вполне преуспевающее предприятие. На сегодня китайский производитель стал крупнейшим в мире по объёму поставок персональных компьютеров и даже смог занять четвертую строку в топе США, сразу после Apple. Это говорит о том, что азиатские производители, определённо, умеют монетизировать те направления, которые американским вендорам кажутся бесперспективными. Кстати, по мнению аналитиков Gartner, в 2014 году ПК-рынок может ожидать первый за последние несколько лет прибыльный квартал. Если производители поддержат тренд к миниатюризации и комбинированным формфакторам, то небольшой рост продаж на рынке, который уже окрестили затухающим, весьма вероятен.
А каким был серверный бизнес для IBM? По данным IDC на второй квартал 2013 года, доля IBM в серверном сегменте составляла 27,9%. В прошлом году «Голубому гиганту» удалось снова вырвать лидерство на рынке у HP, но это не убедило топ-менеджмент в необходимости развивать направление. Хотя бы потому, что непосредственно на поприще x86-серверов у IBM в последнее время были сплошные неудачи. В 2013 году продажи x86-серверов упали на 1,3%, в мире было продано лишь 1,9 млн машин. При такой неутешительной статистике IBM умудрилась ещё и вылететь из Топ-3 производителей, потеряв 10,8% рынка за год.
Серверы x86, как известно, являются своеобразным сырьём для построения всевозможных ИТ-систем; это довольно массовый продукт, который оказался слишком низкомаржинальным, чтобы IBM продолжала заниматься им в долгосрочной перспективе. Однако Lenovo низкая маржа вовсе не смущает.
«Это поглощение показывает наше намерение инвестировать в бизнес, который поможет увеличить прибыль и расширить нашу ПК-стратегию, — говорит CEO Lenovo Ян Юаньцин. — С правильной стратегией и хорошим управлением, с инновациями и приверженностью к x86-индустрии мы уверены, что можем вырастить этот бизнес в долгосрочной перспективе — как вырастили наш ПК-бизнес».
Таким образом, дальнейшее развитие рынка и деятельности компаний видится мне следующим образом. В серверном сегменте, очевидно, появится ещё один сильный игрок, который стартует практически с пьедестала: как уже сообщалось выше, IBM сейчас находится на границе третьего и четвёртого мест в списке главных компаний этого сектора. Для такого предположения есть все основания. Во-первых — успех Lenovo, которая за 8 лет смогла стать первой на сложнейшем и конкурентном рынке персональных компьютеров. Это притом, что американские поставки компании не развиты в полную силу: в ПК Lenovo находится на четвёртом месте. Во-вторых, стоит учитывать саму структуру спроса на x86-серверы и её колебания. Дело в том, что за последнее время большинство крупных интернет-компаний, генерировавших основной спрос на x86, стало заказывать «железо» напрямую у азиатских производителей по собственным разработкам. Это вынудило крупные компании взяться за голову и снижать цены, лишь бы удержать крупных заказчиков. Как вы понимаете, Lenovo такая ситуация только на руку, ведь это и есть азиатский производитель, к которому в том числе шли Facebook, Google и иже с ними. В-третьих, к Lenovo вместе с производством, сотрудниками и патентами переходят корпоративные клиенты, которых так долго собирала IBM. Комментируя сделку, «Голубой гигант» порекомендовал старым клиентам не совершать резких движений, тем более что корпоративную поддержку ещё некоторое время будет оказывать бывший владелец x86-бизнеса.
При этом надо понимать, что и IBM не покидает серверный бизнес. У неё остались серверы, созданные на архитектуре Power, мейнфремы System Z и системы хранения данных. Теперь у компании развязаны руки, и она может более активно продавать серверы IBM Power Systems, Выпустив недорогие конфигурации на возрождённом Power PC, «Голубой гигант», вероятно, сможет конкурировать и с продавцами машин на базе Intel x86. Кроме того, вероятен ещё и такой сценарий развития: IBM построит небольшие блейд-серверы на Power-чипах и сможет продавать их достаточно недорого, чтобы отнять часть рынка у ARM-решений.
Хотя, серверный рынок — это не совсем то направление, в котором планирует активно развиваться IBM. И руководство говорит об этом прямым текстом. Комментируя сделку, вице-президент IBM Стив Миллс (Steve Mills) сказал: «Отделение [x86-бизнеса] позволит сфокусироваться на инновациях, приносящих пользу стратегическим направлениям нашего бизнеса, таким как когнитивные вычисления, “большие данные” и облачные технологии. IBM — признанный рекордсмен инноваций и трансформации, что позволяет нам создавать решения, так высоко оцениваемые нашими клиентами».
Полагаю, что, учитывая эти слова и недавние действия «Голубого гиганта» на соответствующих рынках, можно без особого труда предсказать, чем именно будет заниматься IBM в ближайшие годы. Недавно компания инвестировала $2,1 млрд в свою облачную инфраструктуру, о чём мы уже сообщали. Это серьёзный шаг в облака, только пока не ясно — в коммерческие ЦОДы или в предоставление клиентских и корпоративных облачных сервисов. Другое направление — «большие данные», рынок, на котором IBM также недавно совершила поглощение компании The Now Factory, анализирующей данные сотовых операторов. Наконец, амбициозный, но чрезвычайно трудоёмкий с точки зрения коммерциализации проект искусственного интеллекта Watson.
Господа, у вас ещё остались сомнения в том, что серверный бизнес уже давно не вписывался в этот оркестр?