Какова судьба некоммерческих, интеллектуальных и претендующих на элитарность проектов, запущенных пару лет назад создателями успешных коммерческих сайтов? Во что они превратились за два года? И возможно ли вообще сделать в Сети что-то принципиально выбивающееся из общей картины?
2012 год стал годом мегаплатформ в интернете. Акции Facebook вышли на фондовую биржу, Twitter ужесточила требования к сторонним разработчикам, а Всемирная сеть из шумной и беспокойной превратилась в осторожную и пугливую. Социальные сети проникли в самые широкие массы и окончательно стали чужими для тех, кто в начале двухтысячных сочинял пространные тексты для единомышленников в старый LiveJournal «по инвайтам».
Именно тогда же возникла идея о создании так называемого Нового Интернета, причём, что забавно, именно у тех, кто только что так успешно монетизировал свои коммерческие проекты. Новый Интернет должен был стать онлайновым Эдемом, уютным и безопасным местом для интеллектуалов и властителей умов, разработчиков и инвесторов. Новым домом, построенным интернет-элитой для интернет-элиты.
Самыми яркими представителями Нового Интернета стали четыре проекта: блог-сервис Svtble, простой в использовании, с минимумом функциональности и доступный только по приглашениям, блог-сервис Meduim с минимум функциональности, ориентированный на длинные посты и доступный только по приглашениям, платный аналог «Твиттера» App.net, не размещающий рекламы, разрешающий посты длиной до 256 знаков и служащий платформой для других сервисов, а также форум Branch, работающий по приглашениям и позволяющий обсуждать действительно важные вопросы.
Создавалось впечатление, что проекты Нового Интернета, с одной стороны, отрицали ценности интернета сегодняшнего, а с другой — стремились вернуться к Сети ещё более ранних времён. К примеру, в App.net не смогли обойтись без классической RSS-трансляции, правила этикета в Branch напоминают «золотой век» ФИДО и первых интернет-форумов, а Medium и Svbtle возвращают нас во времена расцвета платформ для ведения блогов в начале 2000-х, когда за лидерство на рынке отчаянно боролись Moveable Type, WordPress, Drupal и Blogger.
И это сходство вовсе не случайно, ведь все эти сервисы запущены создателями тех самых хорошо известных платформ прошлого, и прежде всего имеющих отношение к компании Obvious Corporation. Так, основатель Medium и консультант Branch — известный американский предприниматель Эван Уильямс, придумавший Twitter и Blogger. В руководстве Branch состоит ещё один из создателей Twitter и Blogger Джейсон Голдман.
Проекты Нового Интернета с самого начала были профинансированы успешными персонами из действующего интернета, известными инвесторами и самими пользователями этих сервисов. Всё было оплачено, построено и готово к употреблению; оставалось только ждать.
Что же сегодня осталось от всех этих вызывающе снобистских и ужасно элитарных проектов? Они всё ещё существуют, хотя и заметно трансформировались в сторону сближения с обычным, «простонародным» интернетом. Сама Сеть, впрочем, за это время тоже претерпела заметные изменения. Популярность мобильного доступа в интернет вызвала к жизни совершенно новые типы приложений и сервисов, которых раньше вообще не существовало. Весь генерируемый в интернете контент стал так или иначе сливаться в многочисленные каналы социальных сетей. Привычные веб-службы превратились в уродливые и примитивные мобильные приложения.
Сервис App.net претерпел массу трансформаций, но всё ещё остаётся «параллельным “Твиттером”» и платформой приложений для продвинутых пользователей. Базовая функциональность сервиса микроблогинга теперь предоставляется бесплатно, а за прочие возможности нужно заплатить. Примечательно, что сейчас владельцы сервиса задают подписчикам вопрос, не стоит ли им ввести поддержку биткойнов.
Форум Branch отказался от приглашений, но остался своеобразным «клубом по интересам» для тех, кто хочет всерьёз обсудить какие-то вопросы с вменяемыми собеседниками и иметь возможность опубликовать ссылку на эту дискуссию, то есть сделать её общедоступной.
Совсем недавно блог-платформа Svbtle тоже открылась для всех желающих, причём её создатель Дастин Кёртис отмечает, что в своё время построил её, разочаровавшись в существующих системах. Svbtle сохранила простейший пользовательский интерфейс с поддержкой форматирования Markdown и аскетичный внешний вид блогов. Кёртис заявляет, что первоначально Svbtle была платформой для избранных прежде всего потому, что требовалось убедиться в работоспособности ПО, а также поскольку было необходимо заполнить сайт качественным контентом от проверенных авторов. Но мы же все знаем, что он лукавит.
Сервис Medium, в свою очередь, решил сыграть по-крупному и стать мегаплатформой: 28 января Эван Уильямс объявил о том, что его проект привлёк $25 млн капиталовложений от таких инвесторов, как Google Ventures и SV Angel. Зачем элитарному блог-хостингу понадобились такие деньги? Чтобы расширяться.
Во многом благодаря первоначальной схеме «только по приглашениям» люди, не знакомые с Medium, воспринимали его как площадку для высококачественного контента. Между тем Уильямс не считает, что на Medium достойны размещения лишь «высоколобые» многостраничные тексты профессиональных (в том числе и оплачиваемых сайтом) графоманов, он готов видеть здесь «и всякую фигню». Тогда не очень понятно, чем, кроме специфического дизайна и возможности размещать огромные тексты, Medium будет отличаться от многих других платформ для ведения блогов.
Что из этого выйдет, загадывать не возьмётся никто. После изменения условий использования Svtble, возможно, займёт определённую нишу на рынке блог-платформ, а, может, и добьётся большего. App.net, скорее всего, останется любопытным экспериментом, поскольку, хотя скандальные ограничения для разработчиков, введённые Twitter, уже подзабылись, сам «Твиттер» может быть только один. Branch вряд ли сможет принципиально расширить круг своих поклонников: такие сервисы уже далеко в прошлом. Сейчас он воспринимается как просто ещё один форум для тех, кому нечем заняться, и потому никому не нужен.
На этом фоне у Medium, особенно с такой мощной финансовой поддержкой, намного больше шансов выйти на принципиально новый уровень. К тому же никто до сих пор так и не понял, что же такое Medium на самом деле. Даже когда он пригласил бывшего главреда Wired, даже когда он стал платить огромные гонорары некоторым авторам, даже когда он приобрёл стартап Matter, платформу для научной журналистики. При этом Medium постоянно совершенствовался технически — как система CMS, и одновременно публиковал огромный объём контента. Разного по качеству, но очень много. Какие-то тексты были откровенным мусором, а некоторые (например, об обучении бездомных программированию или о рядовом Брэдли Мэннинге) становились темами для самого горячего обсуждения в интернете.
На текущий момент Medium представляет собой просто одно из мест в интернете, где можно размещать и читать длинные тексты на самые разные темы. К тому же этот проект располагает штатом высококлассных менеджеров, пиарщиков, редакторов и оплачиваемых авторов. Причём для читателя совершенно не очевидно, кто из авторов получает плату за свою работу, а кто просто многословно делится наболевшим. И ещё — у Medium есть $25 млн. Чем не концепция для онлайн-издания из Нового Интернета?