Если вам когда-нибудь придётся объяснять коллеге или собственному чаду, что такое бизнес, то можете смело сказать, что это количество сделок, помноженное на среднюю выручку со сделки. Всё остальное — частности. Если максимально упростить понятие рынка, то становится очевидно, что это не более чем место, где производятся сделки. Но почему тогда вокруг любого рынка столько аналитики, рассуждений, цифр, мнений? Не открою Америки, если скажу, что у каждой сделки есть причина. А зачастую даже цепь событий и сложных взаимосвязей, по которым можно предсказать сделку задолго до того, как одна компания переведёт деньги на счёт другой.
И если говорить об ИТ-рынке, то нельзя не заметить активность IBM и Lenovo, которую замечают даже знакомые и коллеги не из отрасли, вслух задаваясь вопросом: «Что замыслила IBM и почему Lenovo так усиливается»? Ну что же, настало время попытаться разобраться с этим.
Давайте расставим все точки над i, в хронологическом порядке проследив значимые сделки с участием IBM за последние несколько лет. Говоря о взаимоотношениях IBM и Lenovo, никак нельзя обойти вниманием сделку 2005 года, когда «Голубой гигант» продал китайской компании свой бизнес, связанный с персональными компьютерами. Так сложилось, что упомянуть эту сделку приходится в любом разговоре, хотя бы отдалённо затрагивающим вышеозначенные компании. Хотя бы по той причине, что на основе айбиэмовского ПК-подразделения Lenovo смогла создать наиболее успешную в мире компанию — поставщика домашних и офисных компьютеров: по оценкам IDC, в четвёртом квартале 2013 года Lenovo удержала лидерские позиции на глобальном ПК-рынке, увеличив свою долю до 18,6%. Для сравнения: HP, пребывающая на этом рынке куда дольше Lenovo, сейчас обладает только 16,8-процентной долей.
Это показало IBM и всему остальному ИТ-рынку, что Lenovo можно доверять. Что, как правило, эта компания покупает не команду, а именно бизнес, который она будет развивать. И с того момента Lenovo начала усиливаться. Конечно, американским властям не нравится то, что вендоры продают свои подразделения китайской корпорации с заметной государственной долей в капитале, но это никак не отражается на готовности очередной крупной компании слить неликвидное подразделение китайцам.
Однако ПК-рынок — это было только начало. Недавно IBM продала Lenovo свой серверный бизнес! А именно подразделения, отвечавшие за разработку и производство System X, BladeCenter, блейд-серверов и свитчей Flex System, серверов NeXtScale и iDataPlex. В рамках сделки был также заключён контракт, по которому Lenovo будет продавать системы хранения данных от IBM, кассетные СХД и некоторые системные продукты компании. При этом IBM продолжает создавать софтверные платформы и решения под Windows и Linux для x86-архитектуры.
А самая свежая новость из стана IBM заключается в том, что компания собирается продать ещё и полупроводниковый бизнес. У «Голубого гиганта» есть несколько фабрик, которые производят чипы для мощных серверных систем и устройств сторонних производителей. Сейчас компания ищет покупателя этих фабрик, чтобы сократить свою долю в этом бизнесе и тем самым ещё меньше полагаться на продажи серверного железа. Как говорят аналитики, на продажу полупроводникового бизнеса IBM подвигло сокращение количества заказов на микросхемы от внешних заказчиков, таких как Sony, Nintendo и Microsoft. Корпорация привлекла банк Goldman Sachs к поиску покупателей, но в то же время ищет и партнёра для создания совместного предприятия. Конечно, никто пока не называет покупателя, но можно догадаться, что с большой вероятностью это будет Lenovo. Или кто-либо из светил «приставочного» мира — Sony, Nintendo, Microsoft, — которые заказывают у IBM львиную долю производимых чипов.
Итак, с самыми громкими «продажами» компании IBM всё понятно, а что Lenovo? Китайская компания активно усиливается: ко всем прочим покупкам добавилась ещё и Motorola, приобретённая у Google за $2,91 млрд. К слову, акции китайской компании обвалились после обнародования этой новости, поскольку аналитики не считают Motorola прибыльным активом, особенно учитывая тот факт, что патенты останутся у Google. Исходя из покупок Lenovo, она усиливает позиции на рынке компьютерного железа и мобильных устройств, а также на серверном рынке. И все три департамента, купленные китайской компанией, фактически дают ей выход на рынок США, доселе доступный только через ПК-бизнес. Кроме того, если Lenovo купит полупроводниковый бизнес IBM, то она автоматически станет крупнейшим производителем чипов для серверных систем и ТВ-консолей известнейших брендов.
А вот IBM, судя по всему, движется в противоположном направлении. Прошло уже больше 9 лет с тех пор, как компания избавилась от «компьютерного» бизнеса. Несколько недель назад продан серверный бизнес — и теперь на продажу выставлены фабрики по производству полупроводниковых микросхем. Компания настолько активно избавляется от «железных подразделений», что её дальнейший курс не вызывает сомнений. И, чтобы обрисовать его более чётко, нужно пробежаться по списку наиболее заметных покупок IBM за последние 4 года. Итак, с 2010 корпорация купила облачного интегратора Cast Iron Systems, облачную систему аналитики для ритейла DemandTec, компанию StoredIQ, анализирующую «большие данные», оператора ЦОДов SoftLayer Technologies, компанию Trusteer, которая теперь разрабатывает решения по защите данных в IBM и, наконец, аналитиков Big Data в мобильном сегменте — The Now Factory.
Наиболее громкая покупка, однозначно указывающая на дальнейшую стратегию компании, — это, конечно, сделка с глобальной облачной платформой SoftLayer. Сумма её составила $2 млрд: эти деньги IBM декларировала как инвестиции в собственную облачную инфраструктуру. Вкупе с поглощёнными дата-центрами SoftLayer IBM надеется запустить 15 ЦОДов за год — в довесок к имеющимся 25, став одним из глобальных игроков облачного рынка. Отсюда стратегия вырисовывается вполне очевидная: IBM избавляется от низкомаржинальных подразделений, связанных с разработкой и производством «железа», и переходит на совершенно иное поле битвы, где сейчас доминирует Amazon. Кроме того, IBM активно работает в направлении обработки и анализа Big Data, захватывая и мобильный сегмент, который аналитики небезосновательно считают наиболее перспективным.
Принимая во внимание всё происходящее на глобальном ИТ-рынке, трудно однозначно определить болезнь, на которую указывают его симптомы. Однако крупные производители железа сливают производственные мощности азиатским поставщикам, которые к тому же научились напрямую взаимодействовать с заказчиками, в обход привычных лейблов типа HP или Dell. Эти же самые вендоры уходят строить собственные облака и продавать их и сервисы на их основе корпоративным заказчикам. И логика не была бы нарушена, если бы не одно но. Для того чтобы строить ЦОДы, нужно железо, не так ли? А раз так, то продавать собственные мощности — стратегия недальновидная. Но, обратившись к IBM, мы снова сможем расставить всё по местам. Продав серверный бизнес Lenovo, «Голубой гигант» оставил при себе подразделения, отвечающие за самые технологичные серверы, стойки и СХД. Вот и кирпичики, из которых будет построена облачная империя IBM. А продажа всего и вся — это просто способ избавиться от неликвидных активов, реинвестировав деньги в облачную инфраструктуру.