Заслышав словосочетание «облачный сервис», подавляющее большинство окружающих наверняка найдёт единственно возможную ассоциацию — Dropbox. И надо сказать, что эта служба действительно самая популярная, по крайней мере наиболее раскрученная. Сегодня у Dropbox 200 миллионов пользователей, а рыночная оценка этого (одного из самых дорогих в Кремниевой долине) стартапа — $10 млрд.
Впечатляющие цифры для простого облачного хранилища, предназначенного по большей части для потребительского сегмента. Собственно говоря, на потребительском рынке Dropbox сейчас впереди планеты всей: даже мощные конкуренты типа Box или SugarSync пока отстают. Но вот в корпоративном сегменте, куда компания с некоторых пор довольно яростно стремится, все далеко не так хорошо, как хотелось бы. Кто-то, конечно, может возразить: у Dropbox уже 4 миллиона бизнес-пользователей! Но, во-первых, какой ценой? А во-вторых, сие количество пользователей вовсе не равняется числу подписанных на сервис компаний, так что говорить о масштабной корпоративной экспансии популярнейшего потребительского хранилища пока не приходится.
Хотя если проследить действия компании, то корпоративное стремление налицо: в феврале 2013-го Dropbox внесла изменения в администраторскую консоль, добавив возможность мониторить активность пользователей; в апреле был произведён ребрендинг «Dropbox for Teams» в «Dropbox for Business»; примерно в то же время компания представила SSO — функцию, благодаря которой сервис встраивается в любую корпоративную систему доступов и паролей; затем Dropbox наняла Росса Пайпера (Ross Piper), бывшего директора по корпоративной стратегии Salesforce, и его сослуживца Кевина Игана (Kevin Egan), а также одного из топов Google — Йохана Баттинга (Johann Butting); наконец, совсем недавно к ним добавился Мэтт Эклестон (Matt Eccleston) — ветеран серверной виртуализации из VMware.
Более того, летом 2013-го Dropbox запустила интересную программу. Компания предложила партнёрам, коих набралось 150 (по словам одного из партнёров — полторы сотни участников отобрали из тысяч обращений), привлекать клиентов на корпоративное облако, обещая отчислять от 15 до 25% ежемесячно. Притом что обслуживание, биллинг и вообще принадлежность клиента фактически отходит к партнёру, а не к облачному провайдеру. Учитывая маржинальность облаков (которая колеблется на уровне 30%) и тариф $900 за неограниченное хранилище на 5 пользователей в год, можно прикинуть текущий уровень дохода Dropbox с корпоративных клиентов. Делим четыре миллиона на пять пользователей и, по годовому тарифу, получаем около $720 000 000 выручки в год. Что при рентабельности 30% даёт приличную сумму — $216 000 000. Конечно, эти расчёты весьма и весьма условны, но согласитесь, что для глобального корпоративного рынка это как-то… несолидно.
Чтобы публично доказать, что война за корпоративное облако не проиграна, а только начинается, Dropbox приводит данные исследования компании Spiceworks. Опросив 272 компаний среднего и малого бизнеса, исследователи обнаружили, что 93% конечных пользователей предпочитают именно Dropbox в качестве облачного решения. ИТ-профессионалы, конечно, оказались куда менее оптимистичны — только 40% из 162 респондентов назвали сервис предпочтительным инструментом для хранения данных. Примечательно, что ни одна крупная компания не принимала участия в опросе. То есть корпоративным клиентам Dropbox не то чтобы очень по душе, но 93% потребителей в малом и среднем бизнесе внушают Dropbox надежду на то, что корпоративные сердца удастся завоевать снизу вверх — от секретарей и дизайнеров к CIO и CEO.
Но, кажется, это работает только с мобильными устройствами: концепция BYOC (принеси-своё-собственное-облако) не прижилась, а видные ИТ-профессионалы хором поют о несовместимости Dropbox и корпоративного мира. Вот Тед Хасли (Dell, Netopia, Sprint, eFolder) на страницах Wired составляет целый список того, чего не хватает в Dropbox for Business. А вот Рикардо Билтон из VentureBeat вполне аргументированно доказывает, что переход в корпоративную среду — это самый сложный и странный проект в истории Dropbox. Словом, популярнейшее клиентское облако не то чтобы проиграло войну на корпоративном фронте, но явно не лидирует.
Видя происходящее на рынке, каждый уважающий себя облачный стартап стремится занять нишу под названием «Dropbox для корпоративных клиентов». Ведь если в потребительских облаках достаточно денег, то в корпоративных — тем более! И, судя по количеству всевозможных анонсов, настоящая борьба за них разворачивается прямо сейчас. Вот лишь несколько примеров.
Не далее как во вторник, 11 февраля, сервис Boxcryptor, занимающийся шифрованием файлов для последующего хранения в облачных хранилищах, анонсировал планы по поддержке Windows Phone, Windows RT и BlackBerry 10. Притом что сервис уже поддерживает Windows, Mac OS, Android, iOS и всевозможные хромбуки. Фактически такой сервис по мановению волшебной палочки сделал то, чего нет у Dropbox, — мобильный и защищённый трансфер данных в облаках. Среди конкурентов Boxcryptor можно встретить nCrypted Cloud и многих других.
В тот же день представитель другого лагеря в войне за корпоративного пользователя, AeroFS, также представил новый функционал. Компания внедрила облачный аудит, который позволит пользователям AeroFS Private Cloud отслеживать использование сервиса для отчётов перед всевозможными регуляторами. Кроме того, AeroFS анонсировала решение по превращению вашей собственной корпоративной сети в частное облако. Что, надо полагать, окажется сильным маркетинговым доводом для бизнеса.
OxygenDrive также предлагает корпоративным клиентам самостоятельный подход — помощь в создании корпоративного защищённого облака из Windows Azure или файл-сервера или даже из сети персональных офисных компьютеров. Egnyte, позиционирующая себя как дружественная к ИТ-службе альтернатива Dropbox, недавно вышла на глобальный рынок. Accellion анонсировала Kiteworks — продукт, позволяющий перемещать файлы между мобильным устройством и корпоративным хранилищем по защищённым каналам.
Список анти-Dropbox-анонсов можно продолжать: достаточно вспомнить Box, OwnCloud, Google Drive и SkyDrive. Да что там, и в нашем Отечестве есть достойные представители жанра «корпоративное облако». Это и DEPO vStorage от Depo Computers, и корпоративное облако от Оверсан, и «Битрикс24.Диск» от «1С-Битрикс». Да мало ли их?
Их относительный (в масштабах глобального рынка) успех отражает одну только тенденцию: те, кто изначально пошёл в корпоративные облака, имеют обыкновение там закрепляться. А потребительским компаниям вроде Dropbox переход к обслуживанию бизнеса даётся чрезвычайно нелегко.