Пейзаж типичного российского полумиллионника претерпевает в последнее время небольшие, но весьма заметные перемены. С улиц городов исчезают расплодившиеся в 90-е железные ларьки, порой группировавшиеся в микрорынки, и снабжение населения повседневными продуктами прежде всего ложится на сети супермаркетов. И вот эти-то сети представляют поразительно привлекательный объект для роботизации. В частности для внедрения в них такого специфического, но очень полезного робота, как паллетайзер.
Начнём, как и всегда стоит это делать, с экономики. Постараемся показать, что наблюдаемые автором этих строк изменения «предпринимательского ландшафта» не являются «статистической флуктуацией». Для этого обратимся к статистике, причём к самой что ни на есть государственной. По сообщениям с сайта Кремля («Совещание с членами Правительства»), вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что число индивидуальных предпринимателей в России за минувший год уменьшилось на 500 тысяч, до 3,5 млн человек. Он же говорил о зафиксированном по итогам января 2014 года «отрицательном сальдо около 10,5 тыс. предпринимателей»…
Подавляющая часть исчезнувших предпринимателей трудилась в сфере распределения, проще говоря — торговли. И их функции принимают на себя, как и сказано выше, торговые сети. Процесс не новый: в мире он начинался ещё до Первой мировой. (Трилогия венгра Антала Гидаша о лавочнике Фицеке, переводившаяся в СССР, повествовала об отчаянной борьбе будапештского мелкого бизнесмена за своё существование — очень рекомендую!) А не выдержавшие конкуренции с гастрономическими и универсальными магазинами Krämer’ы под бодренькую Die Fahne hoch брели в коричневые батальоны, обращаясь из филистеров в нацистов…
Универсальные магазины середины индустриальной эпохи одерживали победу над лавочниками той поры за счёт вполне индустриальных же методов организации бизнес-процесса. Концентрация капитала позволяла осуществлять закупки товара в больших партиях по наиболее выгодным, оптовым ценам, вести эффективную логистику с помощью тогдашних технологий, вагонами-автофургонами, организовывать разделение труда персонала и за счёт этого повышение его производительности; разделы бакалейный и кондитерский советских гастрономов надо ж было изобрести!
Ну а постсоветская российская рыночная экономика пробегает по истории торговли в очень спрессованное время: такова уж специфика нашего развития. Вспомните: меньше двадцати лет назад популярнейшей (по числу занятых) формой бизнеса было дело офеней — бродячих торговцев, мотавшихся за рубеж «челноками» и бродивших по офисам, а то и подъездам, в обличии «реализаторов товара»… Ну а теперь — вполне европейского вида супермаркеты торговых сетей…
Современные — а значит, и требующие для своей работы современных технологий. Постиндустриальных, информационных. Причём даже в тех делах, что раньше делались самым что ни на есть традиционным образом. Возьмём бакалейные товары. Когда-то продавщица насыпала их совком в кулёк из толстенной обёрточной бумаги. Потом пошла в ход предварительная фасовка в стандартную тару, изначально килограммовую, теперь популярными стали два английских фунта, то есть 900 граммов…
Ну а теперь подавляющую часть товаров мы покупаем паллетизированными — разложенными в пенопластовые и полистироловые корытца различных размеров и закрытыми сверху термоусадочной плёнкой. А едет в магазин товар в крупных коробках, которые уложены на поддоны ещё больших размеров. Процесс такой фасовки и называется паллетизацией. В нем нет ничего сложного: справится с ним любой — при наличии минимальной аккуратности и усердия.
Только вот есть старинный анекдот, приписываемый американским инженерам: «Сделать один бутерброд может и однорукий, но чтобы сделать тысячу бутербродов — нужна машина!» Так и тут для упаковки продукции — простейшей, казалось бы, операции — нужна машина. И машина «умная». Ведь розничные сети торгуют разнообразным товаром, а для опознания его и управления процессом упаковки — притом что операции паллетизации в принципе максимально упрощены и унифицированы — нужны современные ИТ-технологии.
Но стоит ли городить огород, загружать современную технику столь простыми операциями? Может, с ними стоит справиться по старинке, наняв низкоквалифицированный персонал? Вряд ли… Аппетиты у низкоквалифицированного работника в постиндустриальном обществе почище будут, чем у квалифицированного (кстати, в заметной степени это обусловлено структурой потребления: жить в городе много дороже, чем в условиях натурального хозяйства). Добросовестность — такая, как была всегда (представьте себе ущерб, который может быть причинен упаковщиком после употребления некоторого объёма этанолосодержащей жидкости).
И эти общие соображения подтверждаются непосредственными наблюдениями. Притаскивает губернатор (из бывших бизнесменов, фигурант местного списка Forbes) в депрессивный регион логистический центр крупной отечественной торговой сети. Сети, кстати, растущей — как и экспорт софта — куда быстрее экономики в целом. Так местное население отнюдь не горит желанием трудиться там на расфасовке-упаковке… Наймутся рабочие закрывшихся заводов или прогоревшие предприниматели, поработают — кто день, кто «до получки» — и исчезают. Тот в Москву в сторожа подаётся, этот пьёт на пенсию мамы…
Так что нужные низкоквалифицированные места заполняются сами знаете кем. Но это — чревато! Вот Швейцария проблему вовремя осознала, наплевав на обострение отношений с ЕС. Да и нашу страну несколько раз уже тряхнуло… Так то настоящее решение проблемы — одно: поручить этот труд машинам, которые присутствуют на рынке «умных» машин в обличье роботов-паллетизаторов. Новую линейку таковых предлагает североамериканская фирма Intelligrated®, интегратор робототехнических систем, предназначенных для автоматизации погрузочно-разгрузочных операций.
Речь идёт о новых роботах семейства Alvey Hybrid — Alvey-C2-AE 950F и Alvey 750. Робот с большим порядковым номером, Alvey-C2-AE 950F, как и полагается, обладает более крупными размерами и производительностью. Он хорош для промышленных предприятий и крупных логистических центров. Может монтироваться прямо на полу и легко интегрироваться с высокопроизводительными конвейерными линиями, позволяя заметно сократить потребность в ручном труде, размещая разнообразные грузы на поддонах (преимущественно крупных) и фиксируя их плёнкой.
Ну а робот Alvey 750, хоть и обладает меньшей грузоподъёмностью и производительностью, лучше подойдёт именно для нужд торговли. Его позиционируют как первого среднескоростного робота-паллетизатора. Много места ему не требуется, что значительный плюс. Да и «средняя» скорость оказывается по человеческим понятиям более чем приличной: он способен совершать полсотни операций в минуту, причём может перекладывать товар из картонных транспортных упаковок, формировать поддоны с разнообразным товаром, удобные для продавцов и потребителей…
В совокупности с ранее представлявшимися робототехническими решениями серии Alvey, преимущественно ориентированными на нужды промышленных предприятий, линейка роботов-упаковщиков способна покрывать все нужды, включая потребности торговли. Ознакомиться с ними можно в этой брошюре, а посмотреть в процессе работы — на вот этом видео. Возможно, кому-то из читателей это пригодится на практике: трудоспособное население нашей страны сокращается, и альтернативы роботизации нет. Мы же перейдём к общим выводам.
Сначала вывод более частный, инженерный. Возможность эффективно применить роботов для, казалось бы, примитивных упаковочных операций обусловлена тем, что предварительно эти операции максимально упрощены технологиями индустриальной эпохи: грузы укладываются в стандартный поддон простейшей плоской формы, а фиксируются при помощи произведённой химсинтезом плёнки, которая, сокращаясь под действием температуры (один-единственный регулируемый параметр), «сильно, но аккуратно» фиксирует грузы. И вот этих-то простые операции робот способен эффективно совершать!
Ну а вывод второй относится к самой структуре постиндустриального общества и носит более общий характер. Дешёвой рабочей силы не будет больше никогда. В ребёнка нужно вложить столько средств на покупку памперсов и магазинного детского питания, лицензионных звукозаписей сказок и лицензионных мультфильмов, модной одежды и услуг репетиторов, что использовать его на низкоквалифицированной работе нерентабельно. Ну а те, кто окажется неспособным к работе квалифицированной, скорее всего, станут социальными аутсайдерами — и их труд мало будет полезен в силу их малой вписанности в общество. Так что альтернативы роботизации не найти и по всему миру!