В те недавние времена, когда в нашей стране была в моде диалектика (Гегеля в СССР читали не только профессиональные философы узкой специализации, это в Штатах его мог не читать Фукукяма), часто говорилось о том, что противоположности сходятся. Ну а теперь они сходятся в области «умных» машин; самые крошечные из роботов незаметно, но уверенно встали на путь, который породит самые разумные из возможных на сегодня машин. Те, которые смогут воспроизвести человеческий разум, освободить мысль из породившей его обезьяньей плоти.
Начнём разговор с частного и малого. С предельно мелких роботов. Почему предельно? А что есть мельчайшая единичка жизни? Наверное, клетка… (О новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества» учила лишь старая большевичка О. Б. Лепешинская, окадемик Академии медицинских наук СССР, однако… над этим в семидесятые горько смеялся профессор Китайгородский в книге «Реникса».) И вот теперь впервые продемонстрирована способность наноробота работать в управляемом режиме внутри человеческой клетки.
То есть «умные» машины стали мельче мельчайших структур человеческого организма — и научились работать in vivo. Такую способность наномашин продемонстрировала группа американских учёных из Пенсильванского университета во главе с профессором Томом Маллуком (Thomas E. Mallouk), известным своими исследованиями в области наноматериалов («The Mallouk Research Group»). Созданные этой группой металлические наноботы обтекаемой формы (rocket-shaped) двигались внутри клетки при помощи ультразвукового импульсов. («Tiny motors controlled inside human cell»).
По словам профессора Маллука, внутри клеток наблюдались никогда ранее не наблюдавшиеся эффекты, так что его эксперименты открывают принципиально новый путь для исследований в области клеточной биологии. Возможно также использование наноботов для медицинских целей: лечение раковых заболеваний путём механического воздействия на внутриклеточные структуры, доставка лекарственных веществ именно туда, куда нужно, что и повысит их эффективность, и уменьшит нежелательные побочные эффекты (как сейчас несколько управляемых боеприпасов делают то, для чего раньше нужно было триста стволов на километр).
И это уже вполне работоспособные устройства. Да, для того чтобы пойти в больницы для практических медицинских нужд, им предстоят ещё многочисленные научные исследования и клинические испытания… Но инженеры уже продемонстрировали принципиальную возможность внутриклеточной хирургии — вполне в стиле голливудского Fantastic Voyage или более правдоподобного рассказа Георгия Гуревича «Глотайте хирурга», где наноработы выполняли «умные» машины, а не уменьшенные в стиле книжек Брагина («Страна дремучих трав») или Ларри («Необыкновенные приключения Карика и Вали») люди.
Более подробно с описанием работ Маллука могут познакомиться те, у кого есть подписка на немецкий рецензируемый химический еженедельник Angewandte Chemie. Ну а мы отметим, что внутриклеточные наноботы пришли из грёз визионеров (тут надо вспомнить Ричарда Фейнмана) в суровую реальность.
Теперь же от практики перескочим к прогнозам — которые архитрансгуманист Рэй Курцвайль (Raymond Kurzweil) строит именно на базе медицинских нанороботов. Прогнозы дело смутное… Стоит ли о них говорить? Только вот вспомним, что прогнозы эти делает технический директор второй по капитализации корпорации планеты, с продуктами и сервисами которой любой из нас сталкивается ежедневно. (А вот от употребления плодов деятельности компании №1 можно и сачкануть!) И предыдущие прогнозы насчёт внутриклеточных наноботов уже оправдались!
А сейчас в статье «Медицинские наноботы будут подключать мозг к вычислительным облакам?» Рэй Курцвейл приводит вполне обозримые «дорожные карты», согласно которым будет протекать реверсивная инженерия человеческого тела, а главное, человеческого мозга. Рассказывая, каким образом будет строиться Human Body Version 2.0 — тело, не порождённое слепой садисткой эволюцией с её единственным методом «проб и ошибок», а созданное мощью человеческого разума с помощью «умных машин».
Прежде всего Курцвейл предупреждает, что процесс построения «Человека 2.0» будет не мгновенным, а постепенным. Осуществляемым шаг за шагом: сегодня железный нанобот зачистил нечто онкологическое, завтра — построенный из молекул ДНК — доставил какое-то лекарство именно туда, куда нужно… Ограничения, накладываемые законом Мура? Так нашли же способ их обойти, и именно в приложении к нанокомпьютерам («Nanocomputer Points the Way to Push Past Moore’s Law») …
По мнению Рэя Курцвейла, совокупность всех этих механизмов и технологий к 2030 году решит проблему полной реверсивной инженерии неокортекса (коры головного мозга), который сможет быть переведён в состояние подключения к среде облачных вычислений. Это-то и будет та самая сингулярность, про которую Вернер Виндж и Рэй Курцвейл говорят уже десятилетия. Тот же или почти тот же нанобот, что может чистить сосудики от склеротических отложений, прекрасно сумеет и картировать мозг. Переносить в cloud computing то, что и представляет человеческую суть.
Впрочем, пойдёт и обратный пример. Первичная версия Постчеловека (Primo posthuman) видится наделённой метамозгом (Metabrain), с интеллектуальными способностями, усиленными подключением дополнительной нанотехнологической системы памяти, со встроенным в кожу волоконно-оптическим интерфейсом, с мышцами и суставами умноженной мощи и гибкости. А ещё — со встроенными системами самоконтроля и самовосстановления, с дополнительными органами чувств… То есть не только разум перейдёт из обезьяньего тела в машину, но и машины поселятся в биологических телах…
И вот тут-то возникнет подлинный рынок как для индустрии cloud computing, так и для поисковых машин, на которых и построила свою экономическую сверхимперию сама Google. Хранилища облачных данных, по сути дела, станут Природой 3.0, считая за Природу 2.0 тут техносферу, среди которой мы обитаем. Жилищное строительство и бизнес на недвижимости, сельское хозяйство и пищевая индустрия, лёгкая промышленность и индустрия моды, автоиндустрия и дорожное строительство — всё это пойдёт по известному и лаконичному адресу.
Принципиальны будут объём хранимых данных, скорость их обработки и надёжность хранения. Место медицины займут коррекция кодов и компьютерная безопасность. Транспортные функции лягут на каналы связи: всё-таки через warp летают только во Вселенной Warhammer 40000, а для реального мира скорость света предельна, а издержки на перемещение информации будут несопоставимо ниже издержек на перевозку материальных тел (удивительно, что совсем недавно для доставки нескольких десятков байтов была нужна разносчица телеграмм).
Ну и фаустовско-пастернаковское «Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!» — это ж раньше оно проходило по ведомству поэтов и философов. Теперь это самая что ни на есть ИТ-инженерия и ИТ-бизнес. Любой образ, предстающий перед глазами, мы можем сохранить с помощью Google Glass и того или иного хранилища данных. (Разрешающая способность и то, что за этот девайс могут кинуть в кутузку или набить морду, — частности…) А вот подключения к облачным хранилищам неокортекса позволит сохранить и любое ощущение, и любую мысль…
И Курцвейл — место работы-то обязывает — говорит о том, что теперь и самый прекрасный образ, мелькнувший перед глазами, и самую точную мысль, пришедшую на ум, будет обнаруживать поисковик. Что, в свою очередь, гарантирует постоянный рост спроса на вычислительные мощности, и на услуги поисковых машин… (Страшно подумать, сколько будет стоить размещение рекламы рядом с выдачей результатов по запросу «Самое счастливое мгновение моей жизни»!!!)
Ну и про опасности новых технологий тоже нельзя забывать: чего стоит всё телевизионное промывание мозгов по сравнению с возможностью внедрить в мозг нанобот, который будет в нужны моменты впрыскивать в нужное место нужный препарат, модифицируя поведение человека на химическом уровне? Это ведь тоже ближайшая перспектива… От неё никуда не уйти: вопросы энергоснабжения наноботов будут решены тем или иным способом! (Такой мир с гениальной лаконичностью описали Михаил Емцев и Еремей Парнов в рассказе «Приговорён к наслаждению».)
И всё это — хоть и перспектива, но уже не слишком отдалённая, к тому же имеющая прекрасные шансы на реализацию. Многие из читателей «Компьютерры» имеют прекрасные шансы увидеть всё это воочию — точнее, ощутить изнутри себя… Так что мир в ближайшее время ждут кардинальные перемены, скучно не будет!