Об объявленных в прошлом месяце планах IBM инвестировать миллиард долларов в бизнес-структуру для созданного «голубой мамой» искусственного интеллекта Watson писали много, но преимущественно деловые издания. Для компьютерной прессы в тех новостях было маловато конкретики. Но вот теперь появляются подробности: в рамках Project Lucy «Ватсону» ищут работу в Африке. Причём работу такую, что она, возможно, преобразует жизнь этого континента.
Вообще-то все мы — африканцы. Homo sapiens явился на свет именно там. То есть Африка — край древнейшей человеческой цивилизации, наша общая Родина, пятая часть суши планеты, расположенная в весьма климатически благоприятных поясах. Гигантские запасы полезных ископаемых, огромные земельные угодья, миллиард жителей, причём большей частью молодых, что образует колоссальный запас рабочей силы. И одновременно это самый бедный и самый технологически отсталый континент. Кроме ЮАР, нашей соседки по BRICS, все страны континента развивающиеся да преимущественно очень бедные…
Почему же так происходит? Ну, есть мнение, что со слабой местечковой валюты начинается оживление экономик отдельных стран. В таком случае можно назвать ту страну, которая должна быть рекордсменом по темпам экономического роста. Зовётся она Зимбабве. Когда-то была чистенькой Южной Родезией, с очень эффективной экономикой. Но потом настала независимость. И — гиперинфляция, к январю 2009 года достигшая 321 миллиона процентов (абсолютный мировой рекорд); была введена в обращение купюра достоинством 100 триллионов зимбабвийских долларов, которую нынче туристы покупают на чёрном рынке.
А сам хозяйственный оборот Зимбабве, одной из беднейших стран, обеспечивается хождением доллара и южноафриканского рэнда. И так было в истории всегда: не можешь сделать твёрдой свою валюту — уступаешь сферу своей экономики для валюты чужой. (Тут можно почитать эмигрантские произведения А. Н. Толстого о сакральной роли, которую после Первой мировой играл в Европе доллар САСШ, тогда ещё обменивавшийся на золото…) Так что дешёвая местная валюта не помогает. И прекрасная демографическая ситуация — обилие молодёжи — тоже никаких плодов не приносит. И даже от изобилия сырья (как мило звучало— «Горнорудное королевство Касаи») никакой пользы.
И наличие огромного — три–четыре пятых ВВП стран создаётся им — сельского населения особой выгоды не даёт. Континент себя продовольствием не обеспечивает. И в резервуар рабочей силы для индустриализации (как это было в Голландии, Англии, Германии…) оно не превращается. Почему? Ну, обсуждать расистскую версию в России, к счастью, необходимости нет: африканские корни величайшего поэта нации делают это излишним. Значит, остаётся единственный ответ: люди, такие же, как и на других континентах, действуют в условиях, которые неблагоприятны для экономического развития.
И вот тут-то дело доходит до так называемых транзакционных издержек. Затрат, возникающих в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержек, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Дело прежде всего в них… Именно они крайне высоки в странах Африки. Есть ресурсы, горные и человеческие, есть благоприятный климат… Но когда попробуешь превратить это в полноценный бизнес — начинают вылезать непроизводительные затраты. Социалистические эксперименты одного режима, обыкновенный грабёж и коррупция режима другого.
То есть заниматься делом становится невыгодно. И вот IBM предпринимает попытку изменить ситуацию. Причём не в рамках благотворительности — которая, как показывает опыт, благотворных изменений в хозяйстве не порождает, — а в рамках абсолютно нормальной хозяйственной деятельности. Объявленный (IBM starts rolling out Watson supercomputer in Africa) Project Lucy рассчитан на десять лет и на вложение сотни миллионов долларов. И, знакомясь с его описанием, хочется отметить, что главным эффектом в случае его успешной реализации будет снижение транзакционных издержек на Черном континенте.
Почему? А с чего обычно начинают перечисление структуры транзакционных издержек? А именно с издержек сбора и обработки информации. Дальше идут издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля… А ведь всё это — классическая область применения информационных технологий. Почему эффективна интернет-торговля? Так ведь она почти мгновенно и почти с нулевыми издержками говорит, что в КНР производится очень удобная коробочка для хранения НЖМД. И с минимальными же издержками связывает нашего покупателя с продавцом из Поднебесной, позволяет контролировать исполнение контракта, то есть прохождение посылочки с товаром…
И вот «Проект Люси», названный в честь афарского австралопитека (Australopithecus afarensis), представляет собой попытку оживить экономику Африканского континента путём привлечения к транзакционным издержкам искусственного интеллекта. Того самого IBM Watson, который побеждает людей на конкурсах эрудитов и диагностирует лёгочную онкологию лучше высокооплачиваемых хирургов. И вот теперь ему предстоит научиться помогать африканскому бизнесу сокращать транзакционные издержки.
Ну, что для Африки одновременно и главная сфера экономики, и главная проблема? Это сельское хозяйство. И вот теперь CEO IBM Джинни Рометти (Ginni Rometty) говорит о планируемом создании в Марокко (страна такая жаркая, откуда цитрусовые в ближайшем супермаркете) «smart agriculture» — «умного» сельского хозяйства. Результаты «раскопок данных», производимых по интеллектуальным алгоритмам, будут использоваться для прогнозов погоды, болезней сельскохозяйственных культур и циклов рыночной конъюнктуры.
То есть, собрав нужную информацию, выделив её из огромных объёмов данных, искусственный интеллект сможет подсказать сельскохозяйственному предпринимателю, в какое время стоит начинать сельхозработы, как расходовать ограниченные запасы воды, какие препараты применять для борьбы с болезнями, как выстраивать рыночную стратегию реализации своей продукции…
Другой пример — Нигерия. Крупнейшее по численности населения — 174 миллиона человек — государство Африки. Экспортирует превосходные сорта лёгкой нефти, дающие казне 80% её доходов. Так вот, дороги в Нигерии тоже неважные. (Как и ещё в одной нефтеэкспортирующей стране, хотя там, казалось бы, морозы не должны рвать полотно на части…) В связи с этим транзакционные и транспортные расходы нигерийского бизнеса весьма высоки. Это сказывается на его развитии — и при превосходном потенциале страны ВВП на душу населения составляет всего лишь $2 582 в год…
Глава Африканских исследований IBM Уйи Стюарт (Uyi Stewart) говорит о возможности привлечения возможностей Watson для решения транспортной проблемы Нигерии. Искусственный интеллект сможет, подобно опытному диспетчеру транспортного цеха, предсказывать, на каких дорогах «пробки», а какие могут оказаться размыты дождями, и направлять потоки машин так, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность даже той рудиментарной транспортной сети, которая имеется в стране. С этим сервисом уже работает пара нигерийских стартапов.
Специалистов IBM воодушевляет пример мобильной связи, которая бурно развивается в Африке — на континенте, где сети стационарных телефонов были крайне слабыми. И вот мобильные трубки оказались действенным средством связи, вводящим население глухих деревушек и в большой мир, и в мир технологий… Так что, может быть, новый проект окажется средством, которое позволит Африке преодолеть отставание в её развитии, перескочить несколько этапов и лучше влиться в информационный мир — или хотя бы избавиться от голода… Впрочем, что сможет сделать искусственный интеллект с бандами, терроризирующими африканских фермеров, сказать трудно (а зачем кто-то произнёс слово дрон?..).