Сегодня разберём сочный казус, приключившийся днями промеж горних обитателей ИТ-Олимпа — BlackBerry и T-Mobile.
В BlackBerry, как читатели знают, осенью случились знатные перемены, и компания, кою с лета 2013 года мировая общественность полагала то ли коматозной, то ли уже мёртвой, вдруг встала и пошла — прямо как популярные политические деятели у наших соседей. Подробно гениальнейший гешефт с канадской компанией я описал в «Битом Пикселе» на нашем портале («Dead Man Walking: прячет что-то в рукаве Джон Чен или блефует?») и в своей рубрике в «Бизнес-журнале» («Свидетельство о смерти, которой никогда не было»), поэтому больше задерживаться на теме не стану. Тем, кому лень читать по линкам, сообщаю, что BlackBerry жива и здорова так, что каждый обзавидуется. Косвенным образом история, которую сегодня собираюсь вам поведать, свидетельствует именно о проявлении избыточной витальности канадской компании и её холерического китайского гендиректора.
T-Mobile заслуживает пару слов, потому как о ней мы пишем редко (я — так вообще никогда). Это гигантский немецкий опсос, принадлежащий телекоммуникационному холдингу Deutsche Telecom и крепко держащий за горло практически всю Восточную Европу (Хорватию, Чехию, Венгрию, Македонию, Черногорию, Польшу, Словакию), а также энергично и цепко подвизающийся в Голландии, Великобритании, Пуэрто-Рико и США. Всё про всё — 150 миллионов пользователей услуг (четвёртый крупнейший опсос в мире — после британской Vodafone, индийской Airtel и испанской Telefonica).
Денег у ребят немерено, и, как водится у богатых, стекают пиастры в ладошку зачастую на ровном месте: так, в 2011 году в Deutsche Telekom договорились о продаже американского подразделения T-Mobile AT&T за — держитесь крепко! — $39 млрд (налом и акциями), однако Федеральное агентство связи США легло костьми на пути сделки и добилось её аннулирования. В результате AT&T выплатила за срыв сделки Deutsche Telekom неустойку, оговорённую в контракте (куда смотрели американские юристы?!), в размере $4 млрд.
В общем, ребята непростые и шустрые. Наша история началась с того, что в середине февраля немецкие люди предложили своим американским пользователям выгодную во всех отношениях сделку. Вот такую:
Как видно из рекламного флаерса, разосланного по электронной почте, «акция» (любимое слово российских маркетологов!) носила целевой характер и предназначалась исключительно для пользователей BlackBerry. Ежевичной публике предлагалось выбросить в топку свою старомодную игрушку и получить вместо неё совершенно бесплатно супер-пупер iPhone 5s (с двухлетним обязательством по тарифу Simple Choice Plan за $25 ежемесячно).
«Подумаешь, большое дело! — фыркнет беспристрастный пользователь. — Все опсосы спамят клиентов подобными предложениями сплошь и рядом!» Похоже, однако, что T-Mobile недооценила меру фанатизма поклонников BlackBerry, потому что гвалт, поднятый ими на всех крупных американских форумных площадках, связанных с мобильной телефонией, даст фору любому яблочно-форточному срачу.
Положа руку на сердце, скажу, что T-Mobile с самого начала знала, какую опасную игру она затеяла, однако попыталась взять на слабо. Уверенность моя основана на хитрой фразе, которая использовалась в «акции» T-Mobile. Вот этой: «Switch to iPhone 5s and get powerful communications and productivity apps — with the ease of use that Apple is known for» («Перейдите на iPhone 5s и получите доступ к мощным коммуникациям и приложениям для повышения производительности, простотой использования которых славится Apple»).
Всё замечательно, кроме одного: «powerful communications and productivity» — это кэтч-фраза, которую BlackBerry часто использует в каждой рекламе и анонсе своих продуктов! Так часто, что она давно стала синонимом самой BlackBerry. И теперь вот приходят какие-то фрицы и нагло вручают слоган любимой компании вражескому Надкусану. Неужели такое можно вытерпеть?!
Разумеется, нельзя, поэтому фанаты BlackBerry устроили неслыханный вой везде, где только можно. T-Mobile поначалу опешила, а потом попыталась отшутиться: гендиректор американского подразделения Джон Лежер, человек терпеливый и, как показали дальнейшие события, с хорошим чувством юмора, отреагировал на геволт на своём «Твиттере»:
«Пользователи BlackBerry, я очень хорошо слышу ваши крики. Позвольте мне поработать со своей командой и затем снова вернуться к теме».
Чтобы понять меру накала страстей, достаточно почитать пару страниц комментариев к этому твиту. Вот мой самый любимый:
«Что, Джон Лежер, сложно было нас услышать все то время, что твоя голова была заткнута глубоко в задницу яблочников?»
Оцените терпение и изящество юмора гендиректора T-Mobile:
«Да без проблем, акустика там внутри чертовски хороша :-). Я вас услышал».
Этот ответный твит Лежера фанатам BlackBerry очень понравился, и они, в общем-то, уже согласились на мировую, однако тут к бою подключилась тяжёлая артиллерия: Джон Чен, новый руководила BlackBerry, в блоге компании разместил испепеляющий комментарий, в котором возмутился бестактностью T-Mobile, указал на недопустимость проведения подобных «акций» без предупреждения партнёров, а также выразил благодарность фанатам бренда за истерику, устроенную на всех профильных порталах.
После публикации Чена все было подумали, что скандал себя исчерпал и можно жить дальше. Не тут-то было! Настала череда обижаться T-Mobile: «Из комментария гендиректора гендиректор BlackBerry Джона Чена, размещённого в блоге, следует, что лучшее, что мы могли бы сделать для наших клиентов, — это лишить их доступа к свободному обмену информации и ограничить их выбор. Мы в T-Mobile решительно отвергаем такой подход!» Так рыкнул на портале опсоса Майк Зиверт, директор по маркетингу, который, судя по всему, являлся автором изысканной маркетинговой «акции».
Вот такая история. Что именно меня в ней заинтересовало — если, конечно, не считать фактурности? Вы не поверите: культура деловых отношений! Культура, которая проявляется во всем букете противостояния — от мыльного спама до баталий в «Твиттере» и в корпоративных блогах. Я лично восхищаюсь всеми действующими лицами: и маниакальными ежевичными активистами, способными отказаться от заведомо выгодного предложения во имя одним только им известных идеалов и принципов; и гендиректором T-Mobile, демонстрирующим феноменальную толерантность представителей западной цивилизации, до которой нам плыть и за сто лет не доплыть (мне — так в первую очередь!); и гендиректором BlackBerry, который, будь он нашим соотечественником, наверняка отмолчался бы, руководствуясь доморощенным принципом корпоративной культуры «Орел с г**ном не разговаривает!». Ну и так далее — вы меня поняли.