Наблюдая за тем, как американские власти и банкиры заигрывают с биткойном, я, конечно, отдавал себе отчёт в ритуальной бессмысленности этих реверансов, однако меня поражало единодушие истеблишмента. Единодушие в отказе от безоговорочного осуждения биткойновской химеры: все как один представители экономического бомонда отделывались осторожными фразами о том, что биткойн — «инвестиция не для всех», «нужно быть осторожным», «ставить перед собой долгосрочные перспективы», и прочей ересью, которая уместна в контексте финансовых инструментов (любых, даже таких рискованных, как CDS, из-за которых обрушился ипотечный рынок в 2007–2008 годах), но никак не при рассуждениях о криминальной фикции.
Между тем биткойн именно такой криминальной фикцией и являлся — с самого момента своего появления на свет. Я понимаю, когда одержимые бредом социального реванша компьютерные гики поют осанну «криптовалюте» (эта «осанна» и составит основную тему моей сегодняшней реплики), но почему молчат серьёзные и авторитетные экономисты и финансисты? Ясное дело, что «корыстная целесообразность» правит бал в наши дни — что у политиков, что у банкиров, и первые больше думают не о финансовом благополучии и безопасности наивных обывателей, а об усилении контроля финансовых потоков (отсюда разглагольствования конгресса о необходимости «глубокого изучения биткойна»), а вторые — о том, как бы эффективнее приспособить идею «криптовалюты» для родных банков (иначе быть не может: биткойн, помимо прочих гадостей, ещё и идеальный инструмент для тотального контроля финансовых отношений), однако должны же быть у людей хотя бы остатки совести?! Нельзя же спокойно наблюдать за биткойновской профанацией, дающей фору всем финансовым пирамидам, начиная от родоначальника Чарльза Понци?
К великой моей радости, телетайпная лента донесла одновременно два события, как нельзя лучше оттеняющих друг друга. Сначала легендарный «Доктор Обречённость» (Dr. Doom) Нуриэль Рубини («Эклипс», «Ветхие мехи», «Мантра удачи», «Дистопия Нуриэля Рубини») разорвал заговор молчания и несколькими репликами в своём «Твиттере» высказал абсолютно всё, что нужно знать о биткойне:
«Если не считать четырёх основополагающих криминальных назначений, биткойн не является валютой, поскольку не выступает учётной единицей и не служит средством платежей или сбережения ценностей».
«Биткойн не является учётной единицей, поскольку никакая стоимость товаров и услуг не устанавливается в биткойнах и никогда не будет устанавливаться. Это просто не деньги».
«Биткойн как средство платежа используется в ничтожном объёме транзакций. Учитывая же волатильность биткойна, все, кто соглашается принимать его в платежах, сразу же обменивают на доллары, евро и иены».

«Биткойн не является средством сбережения ценностей, поскольку в биткойнах хранятся ничтожные состояния — и никаких активов. Учитывая же волатильность котировок биткойна, это ужасное место для размещения сбережений».
«Биткойн — не валюта, а пирамида Понци и инструмент для криминальной и противозаконной деятельности. А уж учитывая то, как его взломали, биткойн нельзя назвать и безопасным вложением».
Собственно говоря, ничего нового Нуриэль Рубини не сказал: пародийная буффонада биткойна была очевидна любому трезвомыслящему человеку, более или менее разбирающемуся в финансах. Ценность реплик «Доктора Обречённость» — именно в весомости его слова, которое теперь, будем надеяться, прочно закрепится в информационном пространстве и не позволит чиновникам/банкирам заниматься бессовестными манипуляциями, пользуясь неосведомлённостью широкой публики.
Сегодня, однако, как я уже сказал, мы не будем разбираться по десятому кругу в несуразностях и зловредностях биткойна. Мы займёмся мотивом, который Даниэль Рубини мимоходом помянул в своём последнем твите:
«Апологеты биткойна», как и апологеты золота, — это фанатики, говорящие об объекте своего поклонения с культовым религиозным придыханием. Как и фанаты золота, биткойновцы исповедуют параноидальные конспирологические взгляды на доллар».
Я давно обратил внимание на помянутый Рубини религиозный подтекст в отношении компьютерных гиков к биткойну, однако всё было недосуг разобраться с этим феноменом. Сегодня восполним упущение.
Начнём с чисто технического обоснования гиковского восхищения «криптовалютой». Тут, собственно, все лежит на поверхности — «комплекс Лимонии». Помните, была такая замечательная песенка у «Дюны» (аж в 1990 году!):
Растут лимоны на высоких горах,
На крутых берегах для крутых,
Короче, ты не достанешь.
Я вижу цель, я за лимоном
Дотянуться хочу,
Я за лимоном лечу
И крутизной наслаждаюсь.
Биткойн — это некая долгожданная ценность, появившаяся под солнцем с грифом эксклюзивного пользования для технически продвинутых граждан. Раньше ведь как было? Золото копилось поколениями и требовало соответствующего происхождения/наследства. Живая валюта (доллары, фунты и даже рубли), которая, с одной стороны, доступна кому угодно (а значит, в ней нет элитарного подтекста, определённого профессиональными навыками!), с другой — требует усилий для накопления, с третьей — радость обладания постоянно омрачается имманентной живым деньгам несправедливостью: человек — лох, тупица, неуч, не умеет программировать, торгует редиской на базаре, а зашибает больше живой деньги, чем представитель технической элиты.
Эти противоречия биткойн снимает замечательным образом! Во-первых, гарантирует абсолютную элитарность, потому что ни у какого «Васи» и «Гиви» с рынка нет ни малейшего шанса в биткойне разобраться, а тем более что-то на нем заработать: гениальная криптовалюта запретительно сложна для технически необразованного человека. Во-вторых, биткойн идеально реализует мечту любого техногика: разбогатеть сказочно и молниеносно, при этом желательно — с приложением минимальных усилий (тут винить техногика не приходится: у него перед глазами стоит великий миф Доткома, который произвёл 20-летних ничтожеств в чин долларовых миллионеров на одних только обещаниях обывателям кисельных компьютерных берегов).
Эта совокупность качеств превращает биткойн в идеальный инструмент сублимации материальных амбиций. Грешным делом полагаю, что биткойн именно таким и задумывали: что-то вроде мести компьютерного андеграунда мировому истеблишементу! Проблема, однако, в том, что месть эта иллюзорна. И причина этой иллюзорности также лежит на поверхности: биткойн — это химера, пытающаяся соединить в себе инструмент финансовых инвестиций с функцией денежного обмена!
Если денежная единица сегодня стоит 1 доллар, завтра — 100, послезавтра — 1 000, а через неделю — 500, то это что угодно, но только не денежная единица! И никогда таковой не станет, потому что деньги обладают исторической памятью (если хотите — репутацией): большинство всегда будет помнить о кульбитах биткойна и не подойдёт к нему на пушечный выстрел. С другой стороны, биткойн — и не инструмент финансовых инвестиций, поскольку не обладает абсолютно никакой внутренней ценностью!
Последнее обстоятельство особенно тяжело даётся техногикам для понимания. Им кажется, что отсутствие внутренней ценности — это скорее плюс, чем минус. Чистота эксперимента, так сказать. И потом, говорят техногики, традиционные финансовые инструменты, особенно деривативные, также лишены внутренней стоимости. Последнее — величайшее заблуждение! Любой фьючерс или опцион, используемый для диких спекуляций (таких, между прочим, какие биткойну даже не снились!), может легко обрести реальную ценность: достаточно лишь перевести дериватив в подлежащий актив (положенный вам по контрактному договору). И тогда из опциона вы получите акции компании, то есть долевое участие в ней, а из фьючерса — живое сырье (или валюту) по фиксированной договором цене. Во что прикажете переводить биткойн? Где его подлежащий актив? Криптоалгоритмы, говорите? Ну-ну.
В завершение статьи (а может, и в качестве дополнительной иллюстрации сказанного) привожу второе событие, которое донесла телетайпная лента одновременно с флагелляцией, устроенной биткойну Даниэлем Рубини: «бронебойные» кошельки с биткойнами, принадлежавшие бирже Mt. Gox, благополучно хакнули, и теперь кибербандота выставила на продажу 20 Гб данных, содержащих личную информацию о клиентах биржи, включая сканы их паспортов!
И знаете, 20 % всех украденных биткойновских данных уже скупили… два безымянных покупателя! Так что, любители криптовалют, ждите новых теперь сюрпризов!