«Потерять мобильник нынче страшней, чем потерять девственность», — мрачно пошутила однажды Меган Фокс. И попала в яблочко. Среднего обладателя смартфона поджидает огромное количество опасностей: от покупок внутри приложений, которые уже расцениваются властями Евросоюза чуть ли не как мошенничество, до подслушивающих и подсматривающих троянов и вездесущих спецслужб. И всё равно самой больной проблемой остаётся потеря самого телефона. Потеряли вы его без посторонней помощи или вам «помогли» — не так важно. Важнее, что вместе с телефоном уходит и здоровенный кусок личной жизни. Потому что нет, не придумано ещё другого устройства, которое сопровождало бы нас в таком многообразии ситуаций.
Поставьте мысленный эксперимент: вообразите на минутку, что вот прямо сейчас вы потянулись за смартфоном — и не обнаружили его на месте. Всё, нет его, исчез, точка. Чем обернётся такая потеря для вас лично? Психологи и журналисты, ставившие этот опыт несчётное число раз за последние годы, стабильно получают один и тот же набор ответов.
Потеряли смарт — потеряете и значительную часть знакомых и деловых контактов, чьи номера хранили только в телефонной книге. Отдадите в чужие руки личные фото и видео компрометирующего характера: почти у каждого респондента находится контент, который он не хотел бы показывать посторонним. Уйдут ваши электронные кошельки, история веб-сёрфинга, СМС-переписка с близкими и коллегами.
Что хуже всего, утекут ключи от всех аккаунтов в веб-сервисах: доступ к почтовому ящику, соцсетям, интернет-магазинам (возможно, с ненулевым балансом на счету), финсервисам уже настроен, пароль вводить не требуется. А поскольку в распоряжении нового владельца оказывается и ваш телефонный номер — который даже суперосторожная Google использует как последнее средство для подтверждения личности — возникает опасность потерять аккаунты навсегда.
Бытует мнение, что Android-смартфоны хранят больше привязок к внешним сервисам, почему и терять их тяжелей, чем iPhone или виндовую Lumia. Не стану настаивать, что это и правда так: в конце концов, смартфон на то и смартфон, чтобы вне зависимости от операционной системы всё знать, уметь и всегда сопровождать хозяина. А вот что не вызывает сомнений, так это то, что ваши личные проблемы — ещё полбеды. Теоретически, воспользовавшись сведениями на найденном/украденном телефоне, злоумышленник может навредить и другим людям: вымогать деньги от вашего имени у ваших знакомых, натворить дел в корпоративном интранете и т. д. И это не просто теория: мобильники с интересным содержимым уже стоят на чёрном рынке значительно больше «пустых».
Короче, Меган права на все сто. И оттого ещё удивительней дисбаланс внимания, сформировавшийся по отношению к разным этапам «проблемы потерянного телефона». В рекомендациях относительно того, что делать после его утраты, недостатка нет: наработан полный комплекс мер для минимизации ущерба (сообщить оператору, дистанционно очистить память и попытаться установить местонахождение с помощью заранее установленных приложений для дистанционного мониторинга). Плюс никак не успокоятся сторонники «красной кнопки» самоуничтожения телефона: дискуссия законодателей и производителей как раз нарезает сейчас новый виток. Но вот что делать до? Как можно — и можно ли вообще — уменьшить риск потери телефона, предотвратить утрату и утечку важных данных?
Тема эта до смешного непопулярна. Настолько, что первыми в голову лезут всякие глупости вроде идеи подкачать мышцу и подстричься наголо — в общем, скрыть в себе жертву, замаскироваться под потенциального агрессора. Но шутки шутками, а те, кто прорабатывал идею профилактики потерь всерьёз, и правда советуют начинать не с технологий, а с себя любимого — со своих привычек.
Смысл: необходимо изменить своё поведение таким образом, чтобы вероятность утраты мобильника сама устремилась к нулю. Во-первых, не оставлять телефон без присмотра и в местах, где его можно банально забыть: на столике в кафе, например. Во-вторых, не давать в чужие руки. В-третьих, адекватно оценивать окружающую обстановку — и не светить дорогим аппаратом в сомнительных местах. Это первая и самая действенная линия защиты: не потеряете — не придётся разгребать последствия.
В качестве второй линии обычно рекомендуют ограничить доступ к данным: поставить хороший пароль, включить проверку PIN-кода, шифровать стойким крипто всё содержимое памяти (по крайней мере в Android это стандартная опция операционной системы: ищите в настройках, во вкладке «Безопасность») и инсталлировать приложение для дистанционного мониторинга, обеспечивающее контроль над телефоном желательно даже после его перепрошивки (см. Cerberus).
Но всё это опять-таки полезно после утери. А потому список действий необходимо дополнить резервным копированием (его часто называют «синхронизацией») важных контактов и документов вообще, чтобы даже в случае утери телефона информация потеряна не была. В Android соответствующая опция опять-таки встроена в систему, но знатоки советуют внешнее решение (а-ля Titanium Backup), которое позволит настроить процесс резервирования и гибко управлять резервными копиями.
Финальной мерой профилактики служит метод, который на Западе считается обычным, но у нас только начинает обретать популярность. Речь о страховании мобильных устройств. Страховка полезна в случаях, когда цена аппарата сопоставима со стоимостью хранимой на нём информации или больше неё, — то есть практически всегда, когда речь идёт о новом модном смартфоне и человеке с улицы. Схема тут та же, что и со страхованием автомобиля или квартиры: прямо у сотового оператора или продавца (вот для примера соответствующая страничка «Евросети») — которые выступают посредником между вами и страховыми компаниями — за сумму в несколько процентов от розничной цены можно застраховать новый телефон на короткий (отпуск) или длительный срок — от потери, поломки, кражи, разбойного нападения и прочего.
Цены, естественно, варьируются в зависимости от стоимости аппарата, но в общем выглядят разумными. Больше тревожит добропорядочность российских страховщиков. Сам я страховать мобильник не пробовал и вменяемых отзывов в Рунете не нашёл, но, может быть, о своём — положительном или отрицательном — опыте расскажет кто-то из читателей? Потому что внимательное прочтение договоров (вроде этого, от «КИТ Финанс» и «Билайна») вскрывает забавные пунктики — типа отказа от выплаты премии в случае «воздействия радиации», «оставления телефона без внимания» и даже «необъяснимого исчезновения». Вот и интересно: вообще — платят?